суббота, 27 сентября 2014 г.

Как мы ездили на Байкал на автомобиле.

В начале августа мы совершили автомобильное путешествие на Байкал! Я рада что мы всей семьей смогли это осуществить, потому как в последнее время наши отпуска не совпадали. Позвали за компанию наших друзей, чтоб веселей было.  Кроме нас с Женькой, все остальные были на Байкале впервые. Всем очень понравилось, вернулись довольные, с кучей впечатлений.  Маршрут был такой: Красноярск-Култук-Жемчуг-Аршан-Слюдянка-Иркутск-Ольхон-Красноярск.

Выехали 5 августа из Красноярска, вернулись вечером 15-го, отмахали за эти десять дней 3000 километров. В Красноярске заправили полный бак - 40 литров 92 бензина на 1200 рублей.
С собой брали палатки, но планировали так же ночевать в домиках. Выехали из Красноярска днем, трасса была везде хорошая, иногда встречались отрезки пути с ремонтными работами, и только возле Канска  дорога была совсем отвратная. В питу заправились еще на 1400 рублей. Ехали до 12 ночи, в пути останавливались покушать и размять ноги - ведь с нами были дети. Заночевали в придорожной гостинице возле кафе "На привале", это не доезжая деревни Булюшка, почти 650 км от Красноярска. Очень хорошо нас покормили, там я впервые увидела стены с приклееными на скотч бумажными денежками, которые были исписаны пожеланиями и приветами от других мимопроезжающих путешественников. Утром мы разглядели, что возле кафешки на постаменте стоят три раритетных машинки, вот здесь за знаком "въезд запрещен" немного их видно:

За ночевку заплатили по 1000 руб за комнату, за ужин вышло - 302 руб.
Утро нового дня встретило нас хорошей погодой, стартанули  мы в восемь утра и где-то часа в два дня, не доезжая до Иркутска 4 километра, свернули по направлению на Читу.  По дороге опять заправились на 1200 рублей и позавтракали на 120 руб. От Иркутска до Култука дорога - сплошной серпантин, очень опасный. Поэтому мы не поехали здесь в ночь.
Аккуратненько спустились по серпантину у Култука, трасса очень узкая, видели грузовик в канаве. В Култуке остановились на смотровой площадке, откуда виден Байкал, сделали первые фотки. На базарчике прикупили омуля, торговали по 100 рублей за хвост. Тут же пошли на берег Байкала, пообедали рыбкой. Отдохнули немного и рванули дальше, в Бурятию, в поселок Жемчуг. От Иркутска до Култука 100 км, от Култука до Жемчуга еще 100. Дороги здесь хорошие, только коров много. Стадами бродят коровушки по полям, по дорогам, и никто им не указ. Как лежали посреди дороги, так и будут лежать.
Тункинская долина, так называется это чудесное место, где степи окружены Саянами, где неспешно протекает река Иркут, и где несколько веков назад пролегал путь воинов Чингисхана. Этот уголок природы называется Тункинский национальный парк, и включен в состав Байкальского участка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вечером было солнечно и тепло, пикообразные вершины Тункинских гольцов красиво освещало заходящее солнце. Покой и умиротворение здешних мест оглашали крики наших детей, которые вечером плюхались на мелководье Иркута.
В долине много минеральных источников, вот мы и решили посетить такое курортное местечко. Когда-то, в пятидесятые годы, геологи искали на берегу Иркута нефть, а из скважины пошла горячая вода. Провели исследования и оказалось, что вода  метановая, с небольшим содержанием сероводорода и радона, ее можно использовать для лечения различных болезней.
Санаторий в поселке так и не появился, но сейчас здесь есть три частных бассейна, где можно принимать ванны. Бассейн прямо под открытым небом, принимает гостей круглый год. Местное население активно сдает свои комнаты отдыхающим и строит кафешки, или как здесь они называются - позные. Разместились мы в домиках (350 рублей с человека за койку, итого 1050 руб за отдельный номер), искупались в Иркуте, погрелись в бассейне (150 рублей взрослый и 100 детский за посещение). А ночью начался дождь и шел весь день.
Вот такие странные перила преграждают вход на территорию с бассейнами, перекладина почти до колен. Коровы здесь умеют открывать калитки и каким-то чудом попадать туда, где их не ждут. Зато перепрыгивать препятствия не умеют, а люди - попрыгают, если хотят ходить по чистой территории, ну вы понимаете, о чем это я.
Утром мы еще раз сходили в бассейн, поели вкуснейших поз в кафе, а какие чудные здесь чебуреки! Позы стоят здесь по 40 рублей за штуку, а чебуреки по 90. Как мы потом сделали вывод, именно здесь мы ели самые вкусные позы и самые вкусные чебуреки во за всю поездку. Кто не был на Байкале вряд ли поймет что это за блюдо - бурятские позы. Это самое вкуснейшая еда! Горячие, ароматные позы, которые совсем не похожи на пельмени и манты. Ой, мне опять их захотелось. Целая улица позных:
Из Жемчуга мы выехали после обеда и направились в другое курортное местечко - поселок Аршан ( 220 км от Иркутска). Аршан – по-бурятски «целебная вода». Отношение к аршанам, целебным источникам, у бурят особое. Там, где на поверхность выходят минеральные воды, строят культовые сооружения, «обо», устраивают молебны. Аршанские минеральные воды имеют сложный состав и богаты микроэлементами.
Быть рядом с Аршаном и не посетить его целебные воды мы не могли. При подъезде к поселку наблюдали печальную картину буйства природы. Рядом с шоссе по лесу несся грязевой поток. В июне здесь был сильный ливень, с гор спустилась сель, и вот до сих пор его последствия:
Некоторые дома так и не успели востановить. Набережная почти в центре поселка:

Но поселок живет, принимает туристов, мы решили сначала сходить к источникам, а потом искать ночлег у местных жителей. До источников идет одна главная дорога через весь поселок, так что мы сразу нашли парковку у санатория.  Стена с питьевыми кранами расположена на улице, можно в любое время дня и ночи прийти и попить водички. Вода теплая и газированная, бьет прямо из-под земли. На входе небольшой базарчик, там продают вкусные кедровые орешки, травянные сборы, товары из Монголии, а еще пустую тару для воды. Так как дождь все еще моросил, то пришлось купить еще один дождевик за 150 руб.
Потом мы решили прогуляться вдоль реки, посмотреть водопады. Речка очень быстрая, холодная, шумная. Кырганда - вот такое у нее имя, что в переводе с бурятского значит "барабан".
Очень красивые обрывистые берега, белые мраморные стены наависают над водой:
Вот и первый водопад. Говорят, до наводнения здесь был красивый мостик на другую сторону, там продолжается тропа к следующим десяти водопадам. Сейчас на другой берег можно перейти по бревнышку. Весь день шел дождь и был уже вечер, так что дальше мы не пошли.
В Аршане быстро нашли домик на две комнаты, гостеприимные хозяева затопили баньку, комнаты были уютными (цена 350 рублей с человека), с набором всех необходимых вещей для длительного проживания. В 11 часов ночи мы пошли искать чего-нибудь покушать, в двух ближайших кафе мы были единственными посетителями, пустовала даже дискотека. Вообще, за всю поездку в Бурятию мы не встречали шумных ночных компаний, так что если хотите тишины - приезжайте отдыхать на Байкал.
Утром мы набрали минеральной водички из источников и поехали на остров Ольхон. По дороге остановились на границе Бурятии, возле въезда в Тункинский нацпарк, посетили буддийский комплекс.
Ступа Даши Гама, в переводе с тибетского языка означает множество дверей счастья. К буддийскому комплексу ведет от тракта каменная лестница, охраняемая двумя каменными львами. Прообраз этой ступы был возведен в Индии в глубокой древности в память о трехкратном объяснении Буддой своего учения.
Еще раз заправились 29 литров на 1000 руб, (по 33,40 за литр). В Култуке мы свернули на Слюдянку, отыскали там музей минералов Жигалова. Этот музей мы посещали с Женей в наше прошлое путешествие, теперь мы хотели показать эту красоту нашим друзьям. В музее нас встретила экскурсовод и прочитала интересную лекцию о собранных здесь образцах.
Стоимость экскурсии 150 взрослый и 120 дети. Если будете проезжать мимо Слюдянки, обязательно зайдите в гости в этот дворик. Полюбуйтесь красотами камней Байкала, на втором этаже есть небольшой магазинчик, а для геологов-любителей, искателей приключений здесь сдаются комнаты.
А мы продолжили наше путешествие на Ольхон. Опять заправка, здесь бензин по 31,70 за литр. На железнодорожном переезде у Слюдянки, там где Транссиб пересекает автотрассу мы простояли очень долго, пропуская многочисленные товарные составы. Рядом вовсю идет строительство автомобильного моста через жд пути, так что в скором времени автомобили и поезда не будут мешать друг другу на пересечении этой магистрали.
Пообедали в Култуке (600 руб) и в четыре часа вечера выехали на трассу до Иркутска. В Иркутске немного поплутали. Проехали по центру города, по набережной, я узнала эти места, мы с Женей гуляли здесь два года назад. Остановились, наши мучжины взялись изучать карту чужого города и советоваться с местными автолюбителями, а мы попробовали местное мороженное, подышали воздухом Ангары.
Выбрались из Иркутска и пошли по трассе прямиком до поселка Сахаюрта (или МРС). Дело было пятница, вечер, нас обгоняли спешащие отдохнуть на Малом море горожане. В полночь мы прибыли в МРС, все базы были заняты и мы только с третьего раза нашли ночлег. Комнаты были маленькие, у нас не было электролампочки, туалет и умывальник на улице, а еда в этом придорожном заведении была обычной столовской едой. Цена этого ночлега - 500 руб с человека, ужин на 500 руб.
Утром нас разбудили крики чаек, от прибрежного ветра что-то все время стучало в раму окна. Наскоро собравшись мы поспешили к парому на остров. В 10 утра мы были единственные в очереди, первый паром уже ушел. Мы дождались следующего парома, он пришел через полчаса, и вот мы на Ольхоне. Здесь уже никто не взимает плату за посещение острова, хотя домик и плакат еще присутствуют у переправы.
Мы хотели найти пустынный пляж, поставить палатки и пожить уединенной жизнбю дикарей. В субботнее утро на блестящем пляже Сарайского залива нас ждали многочисленные отдыхающие. Побродив по этому красивому песку, мы вернулись на берег залива у поселка Малый Хужир. Там не было рядом соснового леса, зато мы были одни. Пока мы обустраивались на жилье, ребятишки играли на пляже:
Такой вот у нас был лагерь:
Когда на море дует ветер, волны прибивают к берегу водоросли. В этот день было штормовое предупреждение, но мы этого не знали, поэтому совершенно спокойно ставили палатки.
Было очень солнечно, за все время нашего отдыха ни разу не было дождя, хотя тучи ходили вокруг и мы думали что вот-вот ливанёт. В Байкале вода конечно прохладная, но мы купались:

Днем на водопой приходили кони:
Песок здесь нереально красивый, на Сарайском заливе он со слюдой, переливается мелкими солнышками даже в воде. На другом пляже песок с черными вкраплениями, еще встречали с красными.
Ближайщий поселок Хужир, там где есть магазины, бензин и хоть какая-то цивилизация, вот его видно у линии горизонта:
У нас была карта острова с указанием туристических маршрутов и описанием, так что в этот раз экскурсии мы проводили себе сами. Сначала в поселке Хужир мы взяли напрокат велсипеды для всех  (100 руб/час) и я провела экскурсию по поселку. Потом, в один из дней, съездили на машине на мыс Хоргой. С высокого берега открывается прекрасный вид на остров Огой.  На остров организуют водные экскурсии с посещением буддийской ступы. Раньше на острове был маяк, а в 2005 году на частные пожертвования построили ступу.
За моей спиной остров Огой, на котором расположена буддийская ступа:

Ольхонская природа очаровывает с первого взгляда, невозможно описать словами ту панораму, которая открывается вашему взгляду. Остров пока еще сохраняет свою природную красоту, пока еще не исчезли все редкие растения и животные. Мы постарались сделать все, чтобы наш отдых не повредил хрупкому миру Ольхона: мы не оставили своих следов пребывания на поляне, закопали отходы, мусор отвозили в мусорные баки.

Мыс Хоргой известен, прежде всего, благодаря развалинам древней курыканской защитной стены. Кладка каменных стен производилась без какого-либо скрепляющего материала, просто уложенные друг на друга плоские камни. Рядом со стеной сохранились полуразрушенный ров и земляной вал.

Еще сохранились вертикально вкопанные плоские камни, выше нашего роста. Назначение стены достоверно не установлено. Некоторые ученые говорят что это укрепление, служившее для защиты древнего народа - курыкан (предки якутов и бурят). Однако в последнее время все большее распространение получает версия, что сооружение могло быть культовым святилищем.
Еще ездили на соленоеозеро, но оно так обмелело, что показать вам даже нечего. Дорога туда только для вездеходов, степи, камни, сосновый лес.
Быстро пролетели деньки на отдыхе, пора и домой собираться. Утром пока собрались, пока доехали по гравийной разбитой дороге на паром, оказалось что попали в обеденный перерыв. Пришлось ждать, простояли там до трех часов, хорошо что очередь была маленькая.Зря не посмотрели заранее расписание работы парома, висит же доска с огромным расписанием.

Фотография с парома, отплываем от Ольхона:
Переправившись на материк, зашли в нерпинарий в поселке МРС. Это две небольшие юрты на территории базы отдыха, являются отделением Иркутского нерпинария. В прошлый раз мы побывали в Листвянке на представлении, сейчас выступали другие нерпята, но даже второй раз смотреть было интересно. Такие радостные эмоции от выступления, удивление и восхищение талантом дрессировки, так что 45 минут, отведенных для показа, нам было мало. Фотографировать представление запрещено, но можно было купить картину, написанную талантливым нерпенком, что наши друзья и сделали. Стоимость представления -280 рублей взрослый и 230 детский. Пообедали в МРС в кафешке, вот цены: позы 40 руб/щт, картофельное пюре 40, борщ - 60, котлета -60 рую. Все очень вкусное, домашнее. Бензин здесь 32,10 за литр.
А далее мы поехали в Иркутск по красивой Тажеранской степи:
Асфальт сверкал под ярким солнцем, переливался яркими бликами, это вкрапления слюды сделали небольшой участок дороги от парома таким красивым.
Вечером добрались до Иркутска, по объездной дороге вышли на прямую до дома. Сфотографировала табличку с указанием расстояния до Красноярска (тысяча с небольшим):
К вечеру проезжали поселок Тельма. Там очень красивая церковь - храм Казанской Иконы Божьей Матери. Церковь построена на пригорке, рядом проходит федеральная трасса. В сумерках включается подсветка и церковь обретает какое-то таинственное свечение. Об одном из образов — иконе Богоматери «Всех скорбящих радость» — существует легенда. В революционное время происходило разорение церкви. И когда оттуда все выносили, эту икону невозможно было никаким образом оторвать от иконостаса, для того чтобы передать в госфонд. Пришлось прикрыть ее куском материи и оставить в церкви. Икона хранила церковь во времена ее закрытия, и сейчас она находится в храме.
Ехали очень долго, старались в этот день преодолеть как можно больше километров, почти в 4 часа ночи остановились на ночевку в кафе "У друзей".  От Иркутска прошли 410 километров. Поужинали 530 руб, расположившись в комнате за 1800 руб., с тому же с нас содрали по 50 рублей за паркову авто, и вообще не советуем там останавливаться, нам не понравилось. Вот это кафе:
На обратном пути, видя такие вот ровные и длинные участки дороги, почти до самого горизонта ни одной встречной машины, я вспоминала строчки из песни "а дорога серою лентою вьется". Заправлялись на заправке "У Петра", это возле Алзамая, там же и покушали (670 рублей за три порции супчика, три порции второго, блины и чай). Вот "У Петра" посоветую остановиться, там вкусно кормят.
Небольшой итог нашего путешествия:
Много фотографий, много впечатлений, опыт совместной поездки, машина вела себя отлично, попался нам в передний бампер камень, поцарапал немного и вобщем-то все.
Пройдено 3000 километров, на бензин потрачено 8400,00 руб., жилье 6400,00 руб и еще 10000 на еду, развлечения и прочие расходы. Очень бюджетно получилось за  десять дней прекрасного отдыха, для сравнения скажу что билет на поезд Красноярск-Иркутск стоил 1900 рубл на одного.
Теперь вот опять планируем ехать в Бурятию на источники.
Долго писала отчет, все как-то некогда было с этой работой, дачным осенним сезоном.

1. Лягухи путешественники! Молодцы! И правда замечательные места?=) Я родилась в Иркутске, а живу рядышком, вы даже проезжали мимо нашего поселка Мегет, он в 10 км от Иркутска.
    вам, конечно не очень повезло с Аршаном.((( Мы там бываем по нескольку раз за год, это чудесное и энергетическое место. Если еще поедите туда, советую посетить вулканы, пик Любви (правда подъем туда не хилый, и возможно после сели туда вообще нельзя пройти). а за жемчугом, есть просто обалденное волшебное место - источники лечебные. Там реликтовый папаратниковый лес, минеральные выходы воды из под земли - красота! А речка - Кынгырга.))))
    Можно еще насоветую?) Я так поняла, что вы когда на Ольхон приехали вы были по правую сторону от Хужира? Судя по фотографиям. На Шаманку ходили? Культовое место.) Есть еще замечательная деревня Узуры. а в степях есть древние коновязи.
    А еще очень рекоммендую, хотя бы денек потратить на Кругобайкалку, и деревню Старая Ангасолка. Там есть замечательный музей Рериха, и конечно же культовые тоннели.)
    Байкал - чудесное место, говорят, кто раз в год побывает на Байкале, зарядиться здоровьем на целый год. И я могу это с уверенностью подтвердить.)
    Замечательный отчет и фотографии, особенно классная в Жемчуге, где на фоне гор люди купаются в источниках.)

1. Спасибо за советы, обязательно еще поедем на Байкал, может через годик.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...