вторник, 13 марта 2018 г.

О чем расскажут в кают-компании...

Необычный музей есть на берегу Енисея, это старинный пароход. Сегодня я приглашаю прогуляться по его каютам и палубам, послушать рассказы о цесаревиче и о кругосветных путешествиях. А также узнать реальную историю о том, как обычный человек может стать "попаданцем", ну в-общем, этакую историю из серии "как я сходил за хлебушком"... 
В центре города, недалеко от стрелки Енисея и Качи стоит пришвартованный пароход. Был он построен в 1886-м году на средства промышленника и купца  Александра Михайловича Сибирякова. Заложен пароход был в Красноярске, а две паровые машины и туерную лебёдку для подъема на порогах изготовили в Швеции, в Гетеборге. Из Швеции до Томска везли на поезде, от Томска до Красноярска по частям на подводах. В Тюмени для парохода заказали железный корпус и четыре котла. В Красноярске пароход собрали и освятили, назвали в честь Николая Чудотворца, который покровительствует всем мореплавателям и путешественникам.

Предназначалось судно для Ангары, но когда все собрали и установили, то стало ясно, что порожистая Ангара не пропустит такое тяжелое судно. Пароход "Святитель Николай" стал работать на Енисее, бегал до Минусинска и считался самым быстроходным и комфортабельным пароходом в то время. Это я фотографировала в машинном отделении, там внизу огромный двигатель, где горят лампочки - нижняя палуба:
Когда цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II) совершал кругосветное путешествие, то возвращаясь в столицу в 1891 году пересек Енисей именно на этом самом пароходе. За два часа пароход дошел от поселка Березовки до центра города. Интерьер каюты первого класса, предназначена для отдыха высоких гостей:
Однако, пароход сохранился до нашего времени не из-за визита цесаревича, а благодаря другому известному пассажиру: В.И.Ленин отправился в 1897 году в ссылку в Шушенское на его борту в каюте второго класса:
Вот такие крутые лестницы ведут с нижней палубы:
После революции  и национализации пароход исправно работал на нужды страны и народа. А потом износился, устарел и чуть было не ушел на свалку как металлолом. Но к 100-летию Ленина инициативная группа работников Енисейского пароходства взялась за восстановление парохода и благодаря их стараниям сегодня мы можем гулять по палубе этого удивительного музея. В каютах разместились интересные и разноплановые выставки, хотя все они так или иначе связаны с путешествиями и судоходством.

Постоянные экспозиции рассказывают и о ссылке Ильича, и о самом корабле, об истории плавания по Енисею, о техническом уровне судов XIX века, о визите будущего Николая II. Есть и временные экспозиции, такие как выставка рукоделия "Пусть иголочка танцует".
И вот на глаза мне попались витрины экспозиции «Командор Резанов». Благодаря рок-опере "Юнона и Авось" почти все вы знаете историю о любви русского графа Николая Резанова и красавицы с берегов Калифорнии Кончиты. Так вот именно в Красноярске граф и умер, так и не доехав до Санкт-Петербурга (упал с лошади в речку Есауловку, тонкий лед проломился). 
Мой взгляд привлекли сандалии в этой витрине, это сабо. Как в таких сандалиях можно ходить? 
Но самое интересное, что на днях в библиотеке я взяла книгу. Она была явно про Японию (что меня чрезвычайно интересует), и я была первым читателем, который взял ее на абонементе. Сразу скажу что это не художественное произведение, это перевод японской рукописи "Канкан ибун", содержащая записи допросов четырёх японских моряков, оказавшихся в Российской империи в результате кораблекрушения.  Этакая историческая документалка. Но сюжет от этого не стал менее захватывающем. 
А надо сказать, что Япония в те годы отгородилась от всего мира, запретила всем иностранным судам входить в свои порты, японцам не разрешали строить большие суда, дабы никто не плавал в чужие края. А иначе всем харакири. Только голландским суднам было позволено заходить раз в год в один единственный порт и никуда дальше этого островка носа не сувать. Итак, однажды в далекий 1793 год из одного японского порта в другой отправилось судно. Ее экипаж составлял 17 человек. В океане судно попало в сильный штурм и сбилось с курса. Полгода судно болталось в море (представляете полгода!!! со сломанной мачтой! вокруг одна вода!) пока его не прибило к Алеутским островам. Там их встретили местные жители и приютили в своих землянках до тех пор пока не приехали сборщики от Русско-Американской компании и не забрали выживших японцев в Иркутск. 
А теперь представьте - на дворе 1793 год, алеуты ходят по снегу, носят шкуры и перья, едят рыбу и роют жилища в земле. А вы в лохмотьях и ни слова не понимаете по-алеутски, вы вообще не знали что кроме Японии есть другие страны, потому что вся Япония была невыездная. 
Русские забирают японцев и везут в Охотск, а потом в Иркутск, где они проживут 8 лет. (Восемь! лет!) А когда российский император решил наладить отношения с Японией, то вспомнили про этих японских подданных-"робинзонов" и решили отправить на родину с попутным кораблем.  Японцев привезли в Санкт-Петербург под ясные очи императорской семьи.   Из всей уцелевшей команды только четверо решило вернуться на родину. 
А в это время Иван Федорович Крузенштерн задумал совершить первое русское кругосветное путешествие по маршруту Кронштадт-Бразилия-Америка-Япония-Африка (это я упростила для понимания), вот с этим попутным кораблем и отправились японцы домой (ничего себе, вот так попутка подвернулась :)
Путь кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского
И вот в сентябре 1804 года судно "Надежда" прибыло к японским берегам с послом от России графом Рязановым. Но японцы смогли ступить на свой берег только через полгода, получив разрешение. Однако домой они не поехали, а стали усиленно вспоминать всё что видели за эти почти десять лет, а рассказы их тщательно записали японские чиновники и даже умудрились рисунки сделать. Так на свет появились Удивительные сведения об окружающих [Землю] морях или Канкай ибун (яп. 環海異聞)  
Я удивляюсь, как мог художник, ни разу не видевший ни европейцев, ни многоэтажных домов, опираясь только на рассказ очевидца, изобразить Санкт-Петербург, императора и вообще сделать столько правдоподобных рисунков?! Для тех кто захочет посмотреть как выглядит рукопись и рисунки вот ссылка
Вот чем не сюжет из фантастической книги про армагедон и попаданцев!? Живут себе обычные люди, пошли утром на работу, и тут вдруг бац - шторм! и оказались они среди невероятно одетых людей, которые вообще на тебя не похожи, чего они бормочут не понятно и вообще может ты уже на другой планете? Ну ладно, кое-как устроились они в этом новом мире, прожили десять лет и тут выдался шанс вернуться на родину.  А там самураи могут и башку отрубить... И в доме их уже похоронили давно... Смогли бы вы вернуться? и к чему вернулись бы? 

Эта книга интересна не только историческим сюжетом, но и историей перевода на русский язык, значением этой рукописи в истории Японии, а лично мне было интересно прочитать описание старого Иркутска и Красноярска.
И несколько ссылок в продолжение темы:
Николай Резанов: Истинная история "Юноны и "Авось"
Россия в старом Японском зеркале
О пароходе музее "Святитель Николай"
********
Эту экскурсию я размещаю в галерее и призываю вас в ближайшее время выбраться и посетить свой местный музей, уверяю - вы обязательно сделаете там удивительные открытия!

11 комментариев:

  1. Очень занимательно, исторический казус удивил.

    ОтветитьУдалить
  2. Света, как интересно!!! Запишу себе эту книгу в читалку, просто обожаю такие, жаль редко попадаются хорошие.
    Выставка очень интересная. Я люблю воду, корабли и все что связано с судоходством (сама мечтаю управлять яхтой, видимо в старости). С у довольствием бы посетила этот музей.) Может когда-нибудь уже соберемся в Красноярск, тогда спасибо твоему блогу будем точно знать что посмотреть интересного в городе.)))
    Про "попаданцев" сейчас это широко распиаренная тема, поэтому я ее активно избегаю.) Но вот в историческом ключе, да еще на реальных событиях я бы с удовольствием почитала.)))
    Мне кажется, случись такая история в реале со мной, я бы как те японцы, что остались уже в России поступила бы.)

    ОтветитьУдалить
  3. Света, огромное спасибо за наводку на статью о Резанове. С детства Юнона и Авось моя любимая опера, я ее знаю наизусть. Мне даже в голову не приходило, что это все на реальных событиях. С удовольствием прочитала и узнала такую замечательную историю, тем более связанную с моим родным Иркутском. Даже прослезилась в конце.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, я знала что тебе понравится!:)
      там так интересно про Иркутск рассказывают эти японцы, всегда интересно узнать что думают о тебе люди со стороны. обязательно прочитай вступительную статью переводчика - это само по себе захватывающее чтиво

      Удалить
  4. Света,интересная история.
    Нравы прошлых веков совсем другие и нам их не понять.Мы легко можем съездить,слетать куда угодно,,посмотреть в интернете картинки ...
    Ох ,,,не хотела бы я оказаться на месте этих японцев...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а меня больше поразило что купец из Сибири мог заказать запчасти в Швеции без всякий али-экспрессов:)

      Удалить
  5. Спасибо большое за рассказ. Про японцев впечатляет! Не представляю, как они справились с такой сложной ситуацией.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вот и я под впечатлением. полгода болтаться на сломанном кораблике! да за полгода ребенка можно вырастить!

      Удалить
  6. Света,спасибо большое!!!Очень интересно!!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Света,

    Сколько у вас всего интересного!

    Отдельное спасибо за рассказ о книге.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...