пятница, 7 сентября 2012 г.

Прогулки по Иркутску. Часть 2.Деревянные узоры и детская железная дорога.

Гуляя по центральной части Иркутска, часто встречались нам деревянные дома. Мне очень понравились наличники на некоторых окнах. Например вот такие:


Город Иркутск, как многие сибирские города (и наш Красноярск тоже) вначале строился из дерева.  Первые постройки Иркутского острога, дома, церкви, мельницы, амбары - всё рубили из дерева. Датой постройки Иркутского острога следует считать донесение енисейского сына боярского Яков Похабова от 6 июля 1661 г. Лишь в 1701 г. было построено первое каменное строение — приказная изба на территории Иркутского острога. На протяжении всей истории Иркутска деревянные строения в своей общей массе всегда преобладали над каменными: 1823 г.: из 1645 домов 1592 были деревянными, 1836 г.: из 1958 домов 1906 деревянных, 1876 г.: из 3918 домов 3830 деревянных (  по данным с этого сайта)

Иркутск строился на пересечении важнейших торгово-промысловых и колонизационных путей .  Торговые пути связывали Иркутск с Камчаткой, Чукоткой, Якутией, Монголией и Китаем. Иркутские купечество было многочисленно и богато. Каждый владелец дома старался выделиться красивой отделкой дома.
"Ставни окна — шедевры столярного искусства. Середники их покрыты мелкими полосками, а по краю вьется чудесно выполненный тонкий меандр. Под окном балясины, и все это на гладком фоне досок. В окне хорошие строгие рамы (какой вкус! и в Иркутске!), за ними видны ажурные занавесочки, и, когда стекла покроются инеем и узоры фантастически соединят воедино всю композицию, впечатление сказочного богатства и вкуса очаровывает понимающую душу", — писал исследователь деревянного зодчества Георгий Крескеньевич Лукомский, восхищенный строениями Иркутска.
Типичные жилые постройки квартала имели фасады в три окна, реже – в пять окон. К ним пристраивались сени. Одноэтажные дома строились на подклети – полуподвальном этаже. Во 2-й половине XIX в. стали строить двухэтажные дома. Часто к дому пристраивались мансарды или балконы. Иногда в задней части особняка строили антресольный этаж. Фасады домов, а также ворота и калитки, украшались отделкой и резьбой. В один такой дворик мы заглянули:

Иркутск, преимущественно деревянный, беспорядочно застроенный, с множеством постоялых дворов, загруженных запасами фуража (сена, овса), в пожарном отношении был совершенно беззащитен. Особенно беспощадным оказался пожар летом 1879 года, когда была уничтожена центральная часть города, лучшие постройки, гостиные дворы, казённые учреждения.  «От пожара сохранилась лишь часть города на восток от Главно-Арсенальской улицы (Дзержинского) – большая, но беднейшая часть, населённая мещанами, цеховыми, мастеровыми и подёнщиками» (Щербакова В. По улицам родного города. Иркутск, 1961. С. 55).
Наша гостиница была на улице Гоголя, это недалеко от железнодорожного вокзала. Если пройтись от него до гостиницы, то встретишь и деревянные дома и новостройки. Эта часть города начала интенсивно застраиваться в свзи со строительством Трансибирской магистрали. Здесь жили служащие и рабочие железной дороги. Но дома тоже украшены резьбой.
На улице Гоголя расположен рынок Свердловского района, там мы купили копченого омуля домой. Улица эта одна из основных магистралей города,  по ней мы уезжали в Слюдянку. А вот в этой новостройке на улице Гоголя меня развеселило такое соседство фитнес-клуба и разливного пива:
Вообще мне показалось, что деревянный Иркутск сохранился гораздо лучше и больше чем Красноярск. Многие дома объявлены историко-архитекруной ценностью и охраняются государством. Однако нам втречались настолько ветхие постройки, непонятно как они еще держатся. Уже после поездки, когда я стала читать о деревянном Иркутске, наткнулась на статьи о спорах вокруг застройки Иркутска. Старинные разрушенные дома мешают строить новое жилье. Исторический центр уничтожают, поджигают дома, чтобы построить новую многоэтажку.
В день отъезда мы прокатились на детской железной дороге. В Иркутске детям посвящен целый остров на реке Ангаре. Там расположены атракционы, кафе. Вот мы стоим на набережной, где памятник Александру III и Краеведческий музей. Видите там вдалеке мост и дорога? Вот туда и надо идти, чтобы попасть на детскую железную дорогу.
В парке, возле памятника Александру III гуляет много детей, катаются по набережной на скейтах и велосипедах. Обычный детский городок с лесенками и домиками. Однако меня удивило расположенная на нем шахматная символика. Наверно в этом городе любят шахматы, подумала я. Ведь на какой-то улице я видела плакат с объявлением о городском турнире по шахматам. У нас такого не найдешь. Женя занимался шахматами на острове Отдыха, был и на соревнованиях, но об этих соревнованиях не знал никто кроме самих участников. Даже сайта нет у наших шахматистов. Грустно это.
Так вот, пошли мы на детский островок, порадовались красотам Ангары. 


И вот перед нами здание вокзала. Это огромное здание, внутри настоящий зал ожидания, кассы, музей детской железной дороги. Статью об истории Иркутской детской железной дороги можно почитать здесь.  
Купили билет за 100 рублей на ближайший рейс и пошли пргуляться по перрону. Вот такой электровоз нас повезет.


А поезд называется "Сибирячок". Вагоны похожи на настоящие, как в электричке. Есть еще два вагона "ретро-поезд". Стоимость проезда в них 130 рублей. Внутри вагон стилизован под  старину.

Рядом с перроном нашли музей под открытым небом. Настоящая будка смотрителя, какой она была на старой кругобайкальской железной дороге.
Огромная топка от паровоза:
И сам красавец паровоз:
И везде расположены таблички с информацией. Немного рельс:
Можно увидеть в каких вагонах ехали крестьяне-переселенцы из центральной России в нашу Сибирь:
Быстро осмотрев все экспонаты, порадовалась за иркутских ребятишек - вот какой интересный музей у них есть. Жаль что у нас так мало времени было в тот день. Вдруг услышали громкое объявление, что поезд отправляется, бросились на перрон и едва успели. Билеты у нас проверяли настоящие маленькие железнодорожники. Вся трасса детской железной дороги идет по двум островам Ангары, длиной около 3 километров. Делает большой круг и возвращается обратно на перрон станции Солнечная. Весь путь примерно 20 минут. Мы проезжали мосты и даже тоннель был. Нам очень понравилась эта дорога. Но сравнивать с нашей я бы не стала. У нас конечно дорога маленькая, и музейных экспонатов таких  нет. Наши вагончики маленькие, но зато они открытые, и летом интересно ехать по парку, мимо отдыхающих людей и махать им.

2 комментария:

  1. Спасибо за пост - очень интересно! А наличники иркутские - да, красивейшие. Совсем другие, нежели у нас

    ОтветитьУдалить
  2. Приезжайте к нам в Иркутск еще! У нас много на что посмотреть.=) Я к сожалению в Красноярске не была, но может и посещу его когда-нибудь тем более это родина моих предков.=)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...