пятница, 14 сентября 2012 г.

Байкальские путешествия и экскурсии.

Всё самое интересное произошло с нами за два дня путешествия по маршруту Иркутск-Слюдянка-Кругобайкальская железная дорога-Листвянка-Тальцы-Иркутск.
паровоз на станции Слюдянка
Для того чтобы это путешествие состоялось мне пришлось немало потрудится, выуживая информацию из интернета. Но зато у нас всё получилось! Пост будет большим, но события развивались так стремительно, что я не могу разорвать его на несколько частей.
Рано утром 17 августа (а это была пятница - и это важно! потом узнаете почему) мы вышли из гостиницы и отправились на железнодорожный вокзал. В рюкзаке у меня было: дождевики, шапки, свитера - на случай плохой погоды, распечатка из инета с достопримечательностями - чтобы ничего не пропустить, документы и деньги на три дня, бутылка кефира на дорогу и несколько штук конфет Краскона "Мой Красноярск". Конфеты должны были стать бонусом местному населению за помощь в наших путешествиях. Отправлялись мы в Слюдянку на "Газели" самым первым рейсом в 8.30 за билет отдали водителю по 120 рублей за место. В Слюдянку можно было уехать и на электричке, но она идет три часа, а машина - часа полтора. От Иркутска до Слюдянки путь лежит через горы, и железная дорога петляет серпантином. Автотрасса немного похоже на нашу дорогу до Дивногорска. Выехали мы за пределы города Иркутска, вокруг  сосновый бор, мимо проносятся дачи. Вот внизу видно как петляет какая-то речка. А в низине прямо над домиками появился туман. Однако это не туман, а смог по-моему. И точно, вдали появляются трубы и отчаянно дымят. Проезжаем указатель - город Шелехов, сворот на аллюминиевый завод. Да, не хотела бы я там дачку себе.
 А потом дорога бежала по лесу, по косогорам, то вверх, то вниз. Навстречу неслись грузовики с регистрационными номерами разных городов, водитель ловко обгонял попутные машины, так и незаметно приехали мы на автовокзал Слюдянки. Небольшая площадь, остановка общественного транспорта, ларьки и киоски с едой и газетами. Мы обошли какое-то здание, ища вход в автовокзал. А нашли вот эту чудесную башню:
Это старая водонапорная башня. И еще там же был паровоз. Мы обошли кругом здание - ДК железнодорожников оказывается. Далее виднелся виадук через пути и там же был железнодорожный вокзал. На него мы вернемся чуть позже. А от автовокзала на любой маршрутке можно доехать до минералогического музея. Всего за 10 рублей проехали пару остановок, а потом надо было идти по улице Слюдянной до 35 дома. Шли как по деревне - заборы, деревянные дома и злые собаки на цепи. Через 10 минут мы шагнули в каменный рай. Да, иначе назвать это место и нельзя. Входной билет обошелся мне в 200 рублей, Женьке в 100.
Большой деревянный дом превратился в музей. Там можно разглядывать часами великолепные камни. Слюдянка известна своими месторождениями минеролов всем музеям мира. В этом районе имеется более 250 видов минералов.
Музей этот частный. Его коллекцию собирал один человек - Валерий Жигалов. Во дворе - тоже камни. Такую красоту надо обязательно увидеть хоть раз в жизни. А самое великолепное в этом музее - его экспонаты можно трогать руками! Вы когда-нибудь гладили руками блестящую, темную слюду? А зеленые или голубые вкрапления апатита? Мрамор, который здесь в Слюдянке под ногами - белый, розовый и еще какой-то невообразимой расцветки?
В общем, через час мы неохотно покинули этот замечательный музей и поблагодарили его создателя за возможность прикоснуться к каменному чуду. В моем рюкзаке лежала теперь коробочка из под СД-диска с образцами минералов из Слюдянки. Женька приобрел за 400 рублей коллекцию из 16 минералов.  Потом, дома в Красноярске, он начнет искать минералы и драгоценные камни везде где только можно. Выроет и перемоет чуть ли не тонну камней на Базаихе. И конечно будем читать Детскую энциклопедию 1961 года, том Геология. Кстати, не перестаю удивляться, как же раньше понятно давали детям научные знания. Но это будет потом, а сейчас нам надо торопиться на вокзал - в 14 часа я планирую попасть на Кругобайкальский экспресс. До автобусной остановки нас подвез местный водитель, за что мы его отблагодарили красноярской конфетой.
Вокзал в Слюдянке -часть истории. Он полностью построен из мрамора. Очень красивый. Пока мы ждали отправленя поезда случайно подслушали эксурсовода. Вот эта площадь была когда-то торговой. Здесь стоил постоялый двор. А эта православная церковь похожа на католический костел. потому что его строили по проекту католического архитектора. Здесь жило много ссыльных поляков.
Это тот же вокзал, только с другой стороны.  Кругобайкальская железная дорога была построена на узком месте вокруг Байкала. После постройки Иркутского водохранилища часть дороги оказалась затоплена водой. Сейчас эта часть дороги - памятник архитектуры от станции Слюдянка до станции порт Байкал. Попасть на нее можно пешком или на поезде. Красивый экскурсионный поезд ходит по выходным дням из Иркутска. А местная электричка идет только несколько раз в неделю. Именно поэтому мы выбрали пятницу. В этот день было два поезда. Один - большой состав фирменного поезда из Иркутска уходил в 10 утра от Слюдянки и второй - "мотаня", поезд для местных жителей в 14 часов дня. К удивлению, мы удачно купили билеты за 65 рублей на него.
Вокзал Слюдянка с обратной стороны, входа нет.
Вот мы устроились в вагоне и началось наше шестичасовое путешествие вокруг Байкала. Итак, немного теории о КБЖД с просторов инета:
Современный маршрут Кругобайкальской железной дороги сформировался в конце 50-х годов, после строительства Иркутской ГЭС в 1956 г. и затопления участка, проходящего вдоль Ангары, от Иркутска до Байкала. Несколько ранее, в 1947-49 гг. была построена более короткая перевальная дорога Иркутск - Большой Луг - Слюдянка и после завершения строительства на нее был переведен основной ход Транссиба. Ветка Слюдянка-2 - Култук - Маритуй - Байкал стала после этого тупиковой, и именно она сегодня понимается под Кругобайкальской дорогой. Вот по такому маршруту мы в тот день и поехали.
 Первые изыскания на предмет строительства Кругобайкальской железной дороги были выполнены в 1894-1896 гг. 13 мая 1898 года император Николай II подписал указ о проведении дополнительных изысканий и начале строительства дороги летом 1899 года.
Первый путь Кругобайкальской железной дороги был построен к сентябрю 1904 года, строительство заняло всего 2.5 года. Подгоняла строителей начавшаяся русско-японская война. В 1903-1904 гг. на строительстве Кругобайкалки работало более 13 тысяч рабочих. Второй путь был достроен в 1911-1915 гг. Первый поезд от Слюдянки до порта Байкал с министром путей сообщения князем М.И. Хилковым прошел 12 сентября 1904 года.
В первые годы своего существования Кругобайкальскую железную дорогу нередко называли Золотой пряжкой стального пояса России. «Золотой» потому, что очень не дешево обошлось строительство стране и еще за то, что результат того стоил - дорога радовала изящными инженерными решениями. А «пряжкой» потому, что была Кругобайкалка последним звеном в Транссибирской магистрали.
Возведение самого сложного отрезка, от Слюдянки до станции Байкал, началось лишь весной 1902 года. Берег Байкала на данном участке представлял собой каменистую гряду, возвышающуюся над урезом озера на высоту до 400 м. По первоначальному плану, на этом участке было необходимо соорудить 33 тоннеля общей стоимостью в 5,3 млн рублей; подпорных стенок на сумму 3,7 млн рублей; виадуков на сумму 1,6 млн рублей. 
 
По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом — на баржах, зимой — на гужевом ходу по льду). Сложный рельеф берега, сложенного практически везде скальными породами, вынудил строителей подавляющую часть маршрута дороги прокладывать в тоннелях либо на искусственных полках, вырубленных в скале; откосы дороги приходилось укреплять подпорными стенками. Строительство велось практически вручную; трудности и лишения, терпимые рабочими, усугублялись жарким летом и суровой зимой.
На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ.
При строительстве КБЖД активно использовалась иностранная рабочая сила — албанцев, поляков, особенно велик был вклад итальянских специалистов. В частности, в строительстве тоннелей участвовали более 600 фриулианских мастеров-тоннелестроителей. Память об этом сохранилась в названии одной из подпорных стенок — Итальянской.
 
Аналогов Кругобайкалке нет в мире. Это - уникальный комплексный музей. Причем дорога и территория, прилегающая к ней, включают в себя не только многочисленные памятники инженерно-технического искусства (тоннели и галереи, мосты и виадуки, подпорные стенки), памятники архитектуры, но и разнообразные памятники природы - геологии, минералогии, зоологии, биологии.
Тоннели и каменные галереи на Кругобайкальской железной дороге - это немногие сохранившиеся нетиповые, то есть нигде больше не встречающиеся и, что очень важно, не переделанные российские железнодорожные сооружения начала XX столетия. Стоит заметить, что почти все тоннели, по крайней мере, на Транссибе, переделаны, - увеличены в габаритах.
О количестве инженерных сооружений можно судить из следующих данных:
тоннелей - 41 (сохранилось 40: 39 тоннелей на историческом отрезке Кругобайкалки (сейчас используется 38) и еще один - восточнее Слюдянки), каменных галерей - 16 (сохранилось 15, сейчас используется 5), железобетонных галерей - 3, мостов и виадуков - 248, подпорных стенок - 268, памятников архитектуры - 172.
Вот такая современная "мотаня"
Поезд идет очень медленно, всего 15 км в час. По дороге много гуляет туристов с палатками, любой желающий сесть в поезд может просто махнуть рукой машинисту и поезд его подберет. Даже не надо идти до станции. И опять много иностранцев. Каждый входящий пассажир покупал билет в вагоне у проводницы. Этот поезд - единственное что связывает местных жителей с большим миром. Они везут продукты в тамбуре. С нами ехала отдыхать группа детей с палатками. 
С одной стороны вагона мы любовались из окна видами гор, тоннелей, а с другой стороны раскинулся Байкал. Обратите внимание какая жара стояла днем. Погода на Байкале сменяется очень резко. К вечеру солнце исчезло и небо заволокло тучами. А еще можно набраться смелости и попросить машиниста сделать несколько снимков из кабины поезда. Уже ближе к шести вечера мы подъезжали к конечной остановке - Порт Байкал. Здание вокзала этого населенного пункта было недавно отстроено в стиле начала века, тогда оно именно так и выглядело.
В здании вокзала есть музей Кругобайкальской железной дороги. Но мы туда не попали. Было уже поздно. Погуляли вокруг вокзала, зашли в магазин, купили свежих булочек, перекусили и стали ждать паром в Листвянку.
Вон на том берегу Листвянка. До парома было полчаса времени. И мы смогли посмотреть на место где Ангара выбегает из Байкала, увидели шаман-камень. Есть красивая легенда, как красавица Ангара убежала к богатырю Енисею, а разгневанный батюшка Байкал бросил вдогонку ей камень.
Свое название порт Байкал вполне оправдывает. На берегу у причала были корабли и один из них - заброшенный и заржавевший мы даже смогли осмотреть и облазить.
Билет на паром обошелся мне в 45 рублей и в 20 минут переезда. В Листвянке нам надо было найти жилье - переночевать. Время было уже почти девять вечера. Надо сказать, что мой телефон с красноярской ЕТКашной симкой не хотел работать здесь, среди байкальских гор. А магазина я не нашла ни в Порт Байкале, ни вечером в Листвянке. Так что пришлось просто идти вдоль берега и искать свободные места в многочисленных отелях. Листвянка растянулась на 5 километров вдоль Байкала. Паром перевез нас в самое начало поселка. Тут же находится и Байкальский музей, куда мы пойдем завтра с самого утра. Ночь в Листвянке запомнилась мне самой холодной и самой дорогой. За маленькую комнату, где поместилась только двуспальная кровать и таулетная комната я отдала две тысячи рублей. Искать что-то более дешевое уже не хотелось, мы очень устали за этот день. Уснули сразу же, в десятом часу, под музыку из соседнего кафе.
Утром я проснулась от шума дождя. Проливной ливень стучал в окно. Пригодились дождевики. Быстро встали, умылись, оделись и вышли. Хозяина гостиницы я так и не нашла, оставила ключ в дверях. В Байкальский музей мы пришли к открытию, к 9 часам. Немного народу, экскурсовод ведет нас по залам музея.
Байкальский Музей Иркутского научного центра СО РАН был создан в 1993 г. на базе существовавшей ранее Байкальской экспозиции Лимнологического института СО РАН. Экспозиция, рассказывающая о происхождении, жизни и исследованиях озера Байкал, начала создаваться еще в 1925 году. Сегодня это единственный музей, экспозиция которого знакомит с историей изучения озера Байкал, его животным и растительным миром.
А еще можно узнать историю освоения людьми Байкала, как жили и строили железную дорогу вокруг Байкала. Вот модель ледохода нам понравилась очень.
Это ледоход, который когда-то бороздил ледяные воды Байкала.
По своим размерам ледокол-паром "Байкал" считался вторым в мире: его длина 100 м и ширина 16 м, команда составляла 200 человек. Расстояние от станции Байкал до станции Мысовая в 72 км он преодолевал за 4,5 часа и был в состоянии взламывать лед метровой толщины. За пять лет действия паромной переправы лишь один раз, в суровые морозы января 1904 г. ледокол не смог справиться со своими обязанностями. Пришлось строить ледовую железную дорогу. Вагоны по ней перемещались лошадьми, которые были мобилизованы вместе с хозяевами из деревень Забайкалья и Иркутской губернии. "Байкал" погиб в гражданскую войну на боевом посту, "Ангара" дожила до наших дней: сейчас этот ледокол - музей в Иркутске.

Недавно в музее сделали аквариум, там живут обитатели Байкала. Вода в аквариумах берется из Байкала, музей на берегу расположен, специально трубы на дно проложили чтобы воду закачивать, иначе рыбы не живут. Омуль и хариус, лещ и осетр, ленок и налим, карп и сом… Даже щуку и карася – жителей самого глубоководного озера на планете можно здесь увидеть. Но самое интересное - это аквариум с двумя нерпами. Они такие удивительные! Фотографировать я не стала, они пугливые, боятся вспышек, а там темно, ничего не получится. Лучше посмотрите здесь фото.
 
Не так давно Байкальский музей открыл новую интерактивную выставку. Она называется «Батискаф». Это стилизованное под подводный аппарат помещение с иллюминаторами. Погружение на глубину 1637 метров занимает всего 15 минут. Создается полная иллюзия погружения. Голос диктора за кадром сообщает о набираемых глубинах, перед глазами в иллюминаторах проплывают гаммарусы, омуль, голомянка и другие обитатели Байкала. На самом деле за иллюминаторами спрятаны компьютерные мониторы, по которым пассажирам показывают 15-минутный фильм, смонтированный из реальных подводных съемок Байкала в районе Листвянки, на Ольхоне, Малом море.
Очень интересно! Билеты в музей с погружением в батискафе стоили 300 рублей, но это того стоило!
 Погружение и экскурсия по музею нам очень понравились, так что не зря мы первые пришли сюда. В холле уже было полно иностранцев. Их было просто Очень много! Отовсюду звучала чужая речь - франзуцы, японцы, итальянцы, кого только тут не было!

Ну а нам пора было ехать на другой край Листвянки - в нерпинарий. Нерпинарий - открывался в 11 утра, так что мы вполне успели доехать на попутке-маршрутке, купить билет и зайти в магазинчик - купить местную симку. В нерпинарии фотографировать было нельзя, так что фоток не будет. Само выступлдение нам очень понравилось. Нерпы просто очаровательные! Они легко обучаются, говорят за два месяца.
От Листвянки на маршрутке, которая шла в Иркутск мы поехали в музей под открытым небом - Тальцы. Входной билет для взрослого - 100 рублей, детский не помню сколько, но недорого.
еще немного идет дождь
 В музее ретроспективно воссоздано четыре историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Буряты, эвенки и тофы – коренные народности Прибайкалья. Об их быте, особенностях жизни и верованиях рассказывают эвенкийские и тофаларские стойбища, комплекс эвенкийских захоронений и бурятский улус-летник.

Мы в Красноярске были в краеведческом музее, музее в Овсянке, так что убранство крестьянских домов нам знакомо. Интересно было посмотреть как жили буряты в деревянных юртах.
Экспозиционный комплекс «Волостное село», воссоздающий административный центр конца XIX – начала XX в., включает в себя комплекс «Волостное правление», церковно-приходскую школу, усадьбу псаломщика, усадьбу городового казака.


Главной его достопримечательностью являются уникальные памятники истории и архитектуры оборонного и культового зодчества: Спасская проезжая башня (1667 г.) и Казанская церковь (1679 г.) Илимского острога. Целая деревенская улица. И еще мы нашли русскую печку. Туда ребенок спокойно может залезть, что Женька и сделал конечно! Сказка о бабе Яге, которая сажала детей в печь, обрела реальность.
Под мастерские приспособлено несколько крестьянских домов, в которых умельцы делятся секретами мастерства и демонстрируют свои изделия. На сайте музея я прочла информацию о том, что там регулярно, по выходным проводят бесплатные мастер-классы народные умельцы. Так что суббота тоже была мной выбрана и поэтому поводу тоже. В этот день в ювелирной мастерской мы попробовали изготовить медное украшение.
Очень острожно из медной пластинки вырезали заготовку, заполнили цветным стеклом-песком и запекли в печи при 800 градусах. Вот такие получились  украшения у всех участников мастер-класса:
Большое спасибо хозяину юведирной мастерской за рассказ и умение научить других такой красоте.
Это Женя сделал сам!
В таком трактирчике можно перекусить блинчиками и пирогами. С удовольствием попили там чаю.
А это церковно-приходская школа. В большой избе классная комната, комната учительницы. В коридоре на стене расписание уроков. Изучали и сравнивали с современным. У них тоже было по четыре урока в день. Женя сказал что знает только такие предметы как арифметика.
А еще здесь проводят свадьбы и праздники разные. В этот день после обеда выглянуло солнце и мы долго гуляли по территории музея. Она огромная, если всё осматривать внимательно, то наверно целого дня не хватит. Очень много лавок с изделиями народных умельцов, расситано на приезжающих иностранцев. Изделия из бересты, гончарная мастерская, ткацкая. А еще удивило то, что в каждом доме была смотритель-экскурсовод, и одеты они были в русские народные сарафаны, мужчины в рубахи с вышивкой.
Около пяти часов вечера, нагулявшись вдоволь, пошли мы ловить машину до Иркутска. В этот музей приезжают в большинстве на своих машинах, от Иркутска всего 47 км. Или группы туристов привозят на автобусах. Возле музея на трассе есть остановка, но мы простояли полчаса, а ни одна маршрутка не остановилась, все ехали из Листвянки полные. Пришлось ловить такси. А поймали автобус. Большой такой, полупустой ехал, большое спасибо водителю, что подобрал нас. Автостоп получился!
В Иркутске же уже ярко светило солнце и было очень жарко. Водитель высадил нас на окраине Иркутска, до центра доехали легко, если надо в центр - то на маршрутке должно быть написано - сквер им Кирова. А уж оттуда до нашей гостиницы рукой подать. Гостиница наша "Добрый кот" называлась, отличное место. Мне оно по названию понравилось, забронировала из Красноярска по звонку, и правда - очень милое местечко.
А назавтра нам надо было возвращаться в Красноярск. До свидания город Иркутск, до свидания Байкал, мы у вас хорошо отдохнули!
 

1 комментарий:

  1. Светлана, какое у вас замечательное и объемное путешествие получилось. Мы каждый год ездим в порт Байкал - там живет моя крестная. В музее Листвянки были несколько лет назад - батискафов там не было, зато прямо там жили две нерпы. А музей в Тальцах чем-то напоминает наш Братский музей "Ангарская деревня".

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...