В начале октября, не дожидаясь Покрова, у нас в городе неожиданно выпал снег. Это было так не вовремя, ведь мы с одноклассниками Жени собрались на экскурсию в дендрарий Института леса, но нам так и не пришлось прогуляться по золотому ковру в парке. Но все же поделюсь своими впечатлениями от посещения Музея Леса.
Экскурсии здесь проводят для детей абсолютно бесплатно, надо только позвонить и записаться. Нас встретила милая девушка-экскурсовод и повела в свое лесное царство. Пока дети отвечали на вопросы экскурсовода и знакомились со стендами музея, я немного огляделась с фотоаппаратом.
В центре первого зала устроен небольшой фонтан, на его берегу замерла лисичка. Вдоль стен расположились стенды с определителями деревьев, а под самым потолком фотографии ученых, лесоводов. В этом же зале выставка достижений лесных хозяйств нашего края (лесхозов). Вот такая девушка красуется там:
На крыше высоких стеклянных витрин расположились чучела птиц нашего леса
Экскурсовод раскрывает детям лесные тайны. Что же такое лес? Лес – живой организм, где все-все неразрывно связано друг с другом. Понятно, что без деревьев и кустарников нет леса. Без трав, мхов и лишайников, папоротников, грибов и ягод тоже нет леса. Но, оказывается, и без птиц, без зверей, без насекомых и микробов лес тоже не лес. А разве лес может расти без почвы, воздуха и осадков?
Вот почему и говорят, что лес – это сложная экологическая система, которую надо изучать, понимать и охранять.
Экскурсии здесь проводят для детей абсолютно бесплатно, надо только позвонить и записаться. Нас встретила милая девушка-экскурсовод и повела в свое лесное царство. Пока дети отвечали на вопросы экскурсовода и знакомились со стендами музея, я немного огляделась с фотоаппаратом.
В центре первого зала устроен небольшой фонтан, на его берегу замерла лисичка. Вдоль стен расположились стенды с определителями деревьев, а под самым потолком фотографии ученых, лесоводов. В этом же зале выставка достижений лесных хозяйств нашего края (лесхозов). Вот такая девушка красуется там:
На крыше высоких стеклянных витрин расположились чучела птиц нашего леса
Экскурсовод раскрывает детям лесные тайны. Что же такое лес? Лес – живой организм, где все-все неразрывно связано друг с другом. Понятно, что без деревьев и кустарников нет леса. Без трав, мхов и лишайников, папоротников, грибов и ягод тоже нет леса. Но, оказывается, и без птиц, без зверей, без насекомых и микробов лес тоже не лес. А разве лес может расти без почвы, воздуха и осадков?
Вот почему и говорят, что лес – это сложная экологическая система, которую надо изучать, понимать и охранять.
Можно рассматривать годвые кольца |
Эти крупные шишки (размером с два кулака) вызвали восхищение у всех детей |
Продукция лесхозов |
Важным продуктом
леса является и живица – желтоватая смолистая густая жидкость, вытекающая из
ранок на стволах хвойных деревьев. Живица – ценное сырье для получения канифоли,
скипидара и прочих полезных веществ.
Уголок грибника |
Большое значение для человека имеют и другие дары леса. В лесу обитают ценные промысловые звери и птицы, дающие нам пушнину, мясо, пух, перо. Это, например,лесная куница, лиса, норка, лось, из птиц – тетерев, куропатка, рябчик.
Вот в углу притался медведь. Правда его современные дети не боятся. А на стене чучела головы лося, кабарги. Экскурсовод объясняет ребятам как отличить по рогам одного зверя от другого. Переходим в другой, большой зал. Посередине - огромная карта Красноярского края, река Енисей со всеми притоками.
Лес – хранитель озер, рек и родников. Он способствует сохранению влаги в почве и тем самым повышает урожайность полей. «Больше леса – больше снега – больше хлеба», говорят в народе. Уничтожение лесов вызывает обмеление рек и озер, способствует смыву почвы, образованию оползней и оврагов. Почвозащитная роль леса особенно велика в гористых местах, а также вблизи озер и рек.
Вдоль стен этого зала расположена круговая диарама (или панорама?). Если обойти ее справа налево, то мы увидим наш край вдоль течения Енисея от горных Саян до Таймыра. Последовательно сменяя другу друга, степь, тайга, тундра - всё это можно увидеть здесь. Каждая зона выполнена со своими растениями, чучелами животных и птиц. О каждом местечке может инетересно рассказать экскурсовод: как северный волк пробегает в поисках корма 500 километров, чем отличается белка-летяга от обычной белки и еще много других историй. В этом зале есть и второй этаж, но мы туда не успели пройти. Чтобы ознакомиться подробно со всеми экспонатами музея, надо провести здесь не один час. Наша экскурсия длилась один час и носила ознакомительный характер, но детям очень понравилось там.
Мне кажется, что основная задача музея - подружить ребят с лесом, и это хорошо удается работникам музея. Важно ведь не только собрать огромный научный материал, но и уметь преподнести маленьким слушателям важную информацию так, что бы они запомнили все.
Дальше приведу пословицы, поговорки и загадки о лесе, может кому-то пригодится.
Десять заповедей друзей
леса, составленные биологом Франко Тасси:
1. Сохраните леса такими, чтобы они могли
радовать нас, наших детей и внуков, и внуков наших внуков.
2. Свято храните «зелёное равновесие» – новые
посадки должны полностью восполнять срубленные деревья.
3. Приходите в лес пешком и с любовью.
4. Леса несут успокоение нашему перегруженному
мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса.
5. Относитесь к старым полувысохшим деревьям,
как к выполнившим свой долг солдатам – пусть их участь еще раз напомнит вам о
необходимости беречь лес.
6. Уважайте жизнь леса, даже ту, что невидима
вам, включая микроорганизмы.
7. Если вы видите новое, неизвестное растение,
то старайтесь узнать его название.
8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не
уничтожайте то, что их родило, деревья, кустарники, грибницы.
9. Относитесь к животным в лесу, как
старший брат, без жестокости и бездушия, не мешайте им жить своей жизнью.
10. Кроме ягод и грибов, уносите из леса только
приятные воспоминания и восхищения его красотой.
Пословицы и поговорки
_ Лес
зимой словно седой.
_ Берёзки
_ как девоньки в сарафанчиках беленьких.
_ Листья
как птицы: посидят, посидят, а осенью полетят.
_ Листья
как живые: шепчутся, а придёт пора и полетят.
_ Хмель
– точно золотая грива вокруг тына.
_ Орехи
– девичьи потехи.
_ Мир,
что огород: в нём всё растёт.
_ Ёж
под ёлками, как клубок с иголками.
_ Рябчики
бегут, ровно бруснички катятся.
_ Пестра,
как рысь.
_ Человек
без друзей – что дерево без корней.
_ Друг
не испытанный, что орех не расколотый.
_ Живёт
один, как медведь в берлоге.
_ Замешался,
как жёлудь в бобах.
_ Богатства,
как у зайца хвоста.
_ Не
имеет дома, как кукушка своего гнезда.
_ Клевета
что змея: кусает.
_ Враньё,
что в паутине: попутает скоро.
_ Не
ужились, как два медведя в одной берлоге.
_ Счастье,
что вольная пташка: где захотела, там и села.
_ Плачет,
как соловушек по разорённому гнёздышку.
_ Что
червь в орехе, то печаль в сердце.
_ Попал,
как заяц в капкан.
_ Очи
как у ясна сокола.
_ Слеп,
как медяница.
_ Кучеряв,
как тополёк.
_ У малых
ребят, как у зайчат, по два зубчика торчат.
_ Побледнела,
будто берестечко.
_ Сморщился,
как гриб.
_ Топорщится,
как ёж.
_ Красуется,
как мухомор под кустом.
_ Человек
красен ученьем, как птица перьем.
_ Сыночек,
как сизый соколочек.
_ Забрался,
как медведь на пасеку.
_ В
речах – соловьи, а на деле _ глухари.
_ Прост,
как свинья, а лукав, как змея.
_ Ходит,
как лиса по птичьему двору.
_ Как
кукушка, по чужим гнёздам летает.
_ Нравом
_ волчок, а по повадке бычок.
_ Правит,
как медведь в лесу дуги гнёт.
_ Заботится,
как волк об овцах.
_ Выглядывает,
как сыч из дупла.
_ Заглядывает,
как сорока в куст.
_ Оглянулся,
как волк на погоню.
_ Как
в камский мох провалился.
_ Как
волк хвостом мелькнул.
_ Выскочил,
как заяц из_под куста.
_ Вертится
– коробится, как береста на огне.
_ Плывёт,
как осенний лист по реке.
_ Топчется
на одном месте, как тетерев на току.
_ Перевалился,
как медведь через горку.
_ Выгибается,
как дерево от ветра.
_ Не
ворохнётся, как глухарь под снегом.
_ Долбит,
как дятел пень.
_ Видом
– орёл, а умом – тетерев.
_ Вырос,
как осина, а ума в пол_осьмина.
_ Поёт
что соловей, а рыщет волком.
_ Налетели,
как орлы на перепёлку.
_ Бормочет,
как глухарь.
_ Ухает,
как филин в глухом лесу.
_ Пугается,
как заяц бубна.
_ Живёт,
как заяц на слуху..
_ Дюжий,
как медведь: с ним, что с медведем, не сладишь.
Загадки
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушёная в запас
От простуды лечит нас.
(Плоды
малины)
Стебельки ершистые,
Ягодки душистые,
А их красный колпачок
Надет на сучёк.
(Плод малины
на кусте)
Плод у травки – сложный,
Да при том и ложный.
А то, что в нём ложное
Вкуснее, чем пирожное.
(Плод
земляники: сочное красное
цветоложе и
жёлтые
плодики –
семянки)
Крошку деревце берёза
Охраняла от мороза,
А как выросла та «кроха»,
Няньке стало очень плохо.
(Ель
вытесняет берёзу в смешенном лесу)
Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость
И лесам – украшение,
И дроздам – угощение.
(Рябина
обыкновенная)
Листики – с глянцем,
Ягодки – с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки.
(Брусника)
Где_то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветки.
(Шиповник)
Есть в лесу трава – краса:
Листья – словно паруса,
А в цвету красу – траву
Не увидишь наяву.
(Папоротник)
Лесная трава –
Резная листва,
Не хвалится ветками,
Но гордится предками –
Великанами могучими
С кронами дремучими.
(Папоротник)
У жёлто_синей травки
Корешки – пиявки
Сама нарядная,
А повадка неладная:
Крадёт у соседа
Еду для обеда.
(Иван-да-Марья
–
растение
полупаразит)
Вырос листик у пня
Как копыто у коня.
(Копытень
европейский)
Виснут белые цепочки –
Колокольчики – цветочки,
А на подземной ветке –
Рубчики – отметки.
(Купена
лекарственная)
Цветок забавный
Цветёт под осиной.
Был красным недавно,
Теперь уже – синий.
(Медуница
неясная)
Вся травка бледнокожая
С верхушки до подножия.
На корнях присоски –
Красть соки у берёзки.
(Петров
крест)
Он на весу
Живёт в лесу:
Ноги стоят,
а голова ходит.
(Хмель
обыкновенный)
У тропы стоит неряха –
На ней липкая рубаха;
На плече кувшин узорный,
До краёв с отравой чёрной.
(Белена
чёрная)
Помидору – лесной брат,
А носит чёрный халат.
(Паслён
чёрный)
Стоит парень бравый,
А картуз дырявый:
Знать улитка села
И картуз проела.
(Плодовое
тело шляпочного гриба)
Был белым комком –
Стал чёрным дымком.
(Гриб2дождевик)
Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке – пестринки,
Вокруг ворота –
Пораспорото;
Кто к ней прикоснётся,
Тот не проснётся.
(Бледная
поганка)
У тенистого лога
Вырос гриб – недотрога:
Чуть нажмёшь на бочок –
Глядь уже синячок.
(Моховик)
Свыклась водоросль с
грибком
Да с развесистым дубком,
Зацепилась за кору
И пришлась ко двору.
(Лишайник)
Вширь растёт Ивашка,
Что ни год – рубашка;
Старую не сменит –
Новую наденет;
Сколько лет Ивашке?
Посчитай рубашки!
(Рост дерева
в толщину,
годичные
кольца древесины)
Молодец, Света. Ты прекрасно описала свою экскурсию в музей леса. И прекрасно сфотографировала экспонаты.
ОтветитьУдалитьЕлена Жигайло