Вся эта неделя у нас - Масленица! Вот уже третий год подряд мы с ребенком и друзьями провожаем зиму веселыми играми на улице. Далее будет фотоотчет о сегодняшней Масленице и небольшая подборка стихов, пословиц и игр на Масленицу.
Погода на этой неделе была такая непредсказуемая, невозможно было даже представить как мы поднимемся в гору. В пятницу у нас в городе шел дождь. Весь снег растаял, превратился в грязную кашу. Провалиться в ледяную лужу с растаявшим снегом можно было по щиколотку. Всю субботу дул мощный ветер, стало подмораживать и очень даже подморозило. Все это месиво из снега застыло и обледенело. С ночи на воскресенье шел мелкий снег и все воскресенье было пасмурное. Мы собирались пойти в воскресенье на гору провожать Масленицу. Обледеневшая дорога, колдобины, прикрытые только что выпавшим снегом - представьте как по ней мы поднимались в горку. Однако ничто не помешало детям в обратный путь катиться на ледянках и визжать от восторга.
"У природы нет плохой погоды" - я всегда вспоминаю эти строки когда по всем прогнозам прогулка намечает сорваться. Даже сегодня в пасмурный день в лесу можно было найти много удивительного. Тишина вокруг - только птички поют. Ветра на Торгашинке совсем не было, обычно на вершине всегда ветренно.
Вот мы с ребятами поднимаемся в гору. Мишка уже выдохся и спрашивает сколько еще осталось идти, Николка тоже пристроился на буксир к маме.Женька шагает второй километр в гору и даже темпа не сбавит. Нашел две березовых палки и полный вперед! "Мам, я буду как те спортсмены на Столбах, с палками идти"- кричит он мне. Привычный он к таким долгим прогулкам. Я гляжу ему вслед и надеюсь что когда-нибудь он вот так же легко будет преодолевать препятствия на своем жизненном пути, сумев найти среди обычных вещей опору на обе руки.
На вершине горы дети покатались на ледянках, заглянули вниз, на долину речки Базаихи. Такмака практически не было видно из-за падающего снега, смутно угадывались лишь очертания гор на той стороне долины.
Собрали веток и сделали куклу Масленицу, разложили костер, но видимо ветки были сырые, костер увы, не разгорелся. Попили чаю с блинами и решили на обратном пути сделать еще одну куклу - из сухой травы, чтоб наверняка сгорела.
Обратный путь был быстрым и веселым. С шумом и хохотом летели вниз ледянки и мы на них неслись, только успевали уворачиваться от слепящего снежного вихря. Внизу мы сделаи второую куклу Масленицу, но она тоже не хотела разгораться. Только с последней спичкой в коробке нам удалось все же проводить зиму. А весна все же идет, торопится. Вот у нас дома зацвела ветка краснотала. Мы ее принесли домой из этого же леса еще на 23 февраля, а теперь вот такие красивые цветы:
А дома блины мы ели с ароматным и вкусным варнеьем. Ну просто не могу не поделиться с вами этой вкусностью:
Это варенье перед Новым годом я получила от замечательной девушки Юлии, которая живет в Краснодарском крае и умеет превращать грецкие орехи в загадочно-вкусное варенье.
Юля очень хотела попробовать варенье из северной ягоды, и мы с ней устроили обмен вареньями! Я отправила в южные края варенье из черники и голубики, а получила варенье из грецкого ореха, инжира и фейхоа. Оно потрясающе ароматное и очень полезное!
У вас тоже есть возможность попробовать южное варенье - заходите к Юле на сайт Варенья юга, выбирайте любое!
Вот такая вкусная Масленица была у нас в этом году!
********************************************************************************
Подборка стихов, закличек о Масленице:
Пришла Масленица годовая,
Подвижные игры:
Четверо участников распределяют свои роли так, чтобы трое из них были «лошадками», а четвертый — ездоком на «санях». В руках у двоих что-то наподобие хомута, может просто изогнутая веточка. Третий участник тянет за собой санки с ездоком. Участники (в зависимости от количества) занимают исходные места на одной линии. По команде они должны объехать вокруг площадки обязательно по солнышку и вернуться на исходное место.
Палочка.
Эта игра - модификация жеребьевки по старинному русскому обычаю: одному из участников вручается палка длиной 50—60 см. Затем двое участников начинают перехватывать руки, продвигаясь к вершине палки. Побеждает тот кто закроет верхушку ладонью.
Поединок на бревне.
Двое участников, в руках которых мешки с легким наполнителем (солома, сено, тряпье, опилки, все, что найдется под руками), пытаются сбить друг друга на землю. Побеждает тот игрок, кто сумеет удержаться на бревне.
Бросание снежков по мишени.
Двое участников бросают снежок в цель — заранее приготовленный щит с нарисованной мишенью. Побеждает тот, кто сделал лучший бросок (в десятку или как можно ближе к ней).
Бег в мешках. Состязание знакомое, банальное, но вызывающее веселье у соревнующихся сторон.
Бой «петухов».
Чертится круг. В кругу два участника, прыгающих на одной ноге. Одна рука за спиной, другая держит ступню поджатой ноги. Задача: толкать соперника плечом. Проигрывает тот, кто потеряет равновесие или выйдет из круга.
Другой вариант этой игры: сзади за пояс поддеваются цветные атласные ленточки одинаковой длины. Задача: выдернуть рукой «хвост». Побеждает тот, кто сделает это первым.
Кто кого.
Двое участников становятся спиной друг к другу. По сигналу они должны вытолкнуть соперника за черту.
«Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок — одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы».
Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.
Картины Бориса Михайловича Кустодиева “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”.
Масленица – первая
закличка Весны. Кукла «Масленица» – обязательный
атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы.
Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна,
заплетенные в косу, на голове – платок. Это, пожалуй, один из немногих
вариантов кукол, на которой разрешалось изображать лицо.
Лапти частые,
головастые,
Ритуальное сжигание чучела Масленицы
тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для
воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян,
взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима
для возрождения его новой жизни в колосе.
В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь - от
рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательное блюдо во
время поминальных обрядов).
Блин напоминал своей формой солнце солнце, которое
земледелец всячески призывал к себе на помощь в эти дни. В образе блина
почитали будущий хлеб и блином как бы говорили солнцу:
Погода на этой неделе была такая непредсказуемая, невозможно было даже представить как мы поднимемся в гору. В пятницу у нас в городе шел дождь. Весь снег растаял, превратился в грязную кашу. Провалиться в ледяную лужу с растаявшим снегом можно было по щиколотку. Всю субботу дул мощный ветер, стало подмораживать и очень даже подморозило. Все это месиво из снега застыло и обледенело. С ночи на воскресенье шел мелкий снег и все воскресенье было пасмурное. Мы собирались пойти в воскресенье на гору провожать Масленицу. Обледеневшая дорога, колдобины, прикрытые только что выпавшим снегом - представьте как по ней мы поднимались в горку. Однако ничто не помешало детям в обратный путь катиться на ледянках и визжать от восторга.
"У природы нет плохой погоды" - я всегда вспоминаю эти строки когда по всем прогнозам прогулка намечает сорваться. Даже сегодня в пасмурный день в лесу можно было найти много удивительного. Тишина вокруг - только птички поют. Ветра на Торгашинке совсем не было, обычно на вершине всегда ветренно.
Вот мы с ребятами поднимаемся в гору. Мишка уже выдохся и спрашивает сколько еще осталось идти, Николка тоже пристроился на буксир к маме.Женька шагает второй километр в гору и даже темпа не сбавит. Нашел две березовых палки и полный вперед! "Мам, я буду как те спортсмены на Столбах, с палками идти"- кричит он мне. Привычный он к таким долгим прогулкам. Я гляжу ему вслед и надеюсь что когда-нибудь он вот так же легко будет преодолевать препятствия на своем жизненном пути, сумев найти среди обычных вещей опору на обе руки.
На вершине горы дети покатались на ледянках, заглянули вниз, на долину речки Базаихи. Такмака практически не было видно из-за падающего снега, смутно угадывались лишь очертания гор на той стороне долины.
Вот те три точки вдалеке - это ребята на ледянках катаются |
Обратный путь был быстрым и веселым. С шумом и хохотом летели вниз ледянки и мы на них неслись, только успевали уворачиваться от слепящего снежного вихря. Внизу мы сделаи второую куклу Масленицу, но она тоже не хотела разгораться. Только с последней спичкой в коробке нам удалось все же проводить зиму. А весна все же идет, торопится. Вот у нас дома зацвела ветка краснотала. Мы ее принесли домой из этого же леса еще на 23 февраля, а теперь вот такие красивые цветы:
А дома блины мы ели с ароматным и вкусным варнеьем. Ну просто не могу не поделиться с вами этой вкусностью:
Это варенье перед Новым годом я получила от замечательной девушки Юлии, которая живет в Краснодарском крае и умеет превращать грецкие орехи в загадочно-вкусное варенье.
Юля очень хотела попробовать варенье из северной ягоды, и мы с ней устроили обмен вареньями! Я отправила в южные края варенье из черники и голубики, а получила варенье из грецкого ореха, инжира и фейхоа. Оно потрясающе ароматное и очень полезное!
У вас тоже есть возможность попробовать южное варенье - заходите к Юле на сайт Варенья юга, выбирайте любое!
Вот такая вкусная Масленица была у нас в этом году!
********************************************************************************
Подборка стихов, закличек о Масленице:
Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
***
Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду -
Разбирайте по блину!
**********
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать
***************************
Песенка:
Как на Масляной неделе
Мы блиночков захотели!
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои! (2 раза)
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои! (2 раза)
На поднос она кладет
И сама на стол несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои! (2 раза)
“Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы”.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои! (2 раза)
Поговорки, пословицы, присказки о Масленице:
• На горах покататься, в блинах поваляться.
• Не житье - бытье, а Масленица
• Масленница семь дней гуляет
• Боится Масленица горькой редьки да пареной репы
• Масленица идет, блин да мед несет
• Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны
• Маслена не на век дается
• Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают
• Масленица объедуха, деньгам приберуха
• Мы думали, масленица семь недель, а она только семь
денечков
• Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло
• Как на масляной неделе в потолок блины летели
• Без блина не масляна
• Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить
• Блин не сноп – на вилы не наколешь
• Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие
праздники
• Блин не клин, брюха не расколет
• И самый хладнокровный человек любит горячие блины
• Блины и поцелуи счета не любят
• Не все коту Масленица, бывает и Великий пост
• Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех
матерей дочка Масляна
• Масленица семикова племянница
• Отдадим почтенье на сырной в воскресенье
• Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай
без маслица
• На Масленой повеселись, да блинком угостись
Загадки:
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к… (теще на блины)!
Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)
В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … («Бог простит!»)
Три ноги.
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на « трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
Конкурс езды на санках. Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на « трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
Четверо участников распределяют свои роли так, чтобы трое из них были «лошадками», а четвертый — ездоком на «санях». В руках у двоих что-то наподобие хомута, может просто изогнутая веточка. Третий участник тянет за собой санки с ездоком. Участники (в зависимости от количества) занимают исходные места на одной линии. По команде они должны объехать вокруг площадки обязательно по солнышку и вернуться на исходное место.
Палочка.
Эта игра - модификация жеребьевки по старинному русскому обычаю: одному из участников вручается палка длиной 50—60 см. Затем двое участников начинают перехватывать руки, продвигаясь к вершине палки. Побеждает тот кто закроет верхушку ладонью.
Катание с гор |
Двое участников, в руках которых мешки с легким наполнителем (солома, сено, тряпье, опилки, все, что найдется под руками), пытаются сбить друг друга на землю. Побеждает тот игрок, кто сумеет удержаться на бревне.
Бросание снежков по мишени.
Двое участников бросают снежок в цель — заранее приготовленный щит с нарисованной мишенью. Побеждает тот, кто сделал лучший бросок (в десятку или как можно ближе к ней).
Бег в мешках. Состязание знакомое, банальное, но вызывающее веселье у соревнующихся сторон.
Бой «петухов».
Чертится круг. В кругу два участника, прыгающих на одной ноге. Одна рука за спиной, другая держит ступню поджатой ноги. Задача: толкать соперника плечом. Проигрывает тот, кто потеряет равновесие или выйдет из круга.
Другой вариант этой игры: сзади за пояс поддеваются цветные атласные ленточки одинаковой длины. Задача: выдернуть рукой «хвост». Побеждает тот, кто сделает это первым.
Кто кого.
Двое участников становятся спиной друг к другу. По сигналу они должны вытолкнуть соперника за черту.
Картины.
Так как Женя интересуется живописью, то на масленичной неделе мы обязательно посмотрим и обсудим картины художников на тему Масленицы. Это конечно же "Взятие снежного городка" Сурикова В.И., картины Б.М. Кустодиева “Масленица”, “Зима.
Масленичное гулянье”.
Взятие снежного городка — старинная народная игра. Игра была частью масленичных празднований. «Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок — одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы».
Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.
В некоторых сёлах за порядком боя
при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В
других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь
(иногда обнажённым), по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.
В упрощённом варианте игры вместо
строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также
назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок,
жареного петуха, или поросёнка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель
должен был подняться до вершины столба, и снять приз.
В селе Ладейском Енисейской губернии
игра «Взятие снежного городка» в традиционном виде просуществовала до 1922 года.
В наше время штурм снежного
городка — распространённая масленичная забава, однако происходит в более
гуманной форме, чем в дореволюционные годы.
Картины Бориса Михайловича Кустодиева “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”.
Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем
очень цельная. Сочетание неподвижной белой массы инея на деревьях с яркими
красками движущейся шумной толпы составляет основной контраст картины.
Шум разноголосой толпы, народные наигрыши, песни, перезвон
бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного
театра.
Кукла Масленица.
Мощным оберегом жилища считалась
«Домашняя масленица» - небольшая соломенная или лыковая кукла с белым тряпичным
лицом. Ей встречали молодоженов и бережно хранили дома, как символ достатка и
здорового потомства.
Кукол-маслениц делали очень просто:
обыкновенные веточки связывали традиционным способом, получались ручки, потом
специальным шнурочком навязывалась голова, а затем навязывалось огромное
количество разных цветных лоскуточков - и куколка-масленица готова. В нее дети
играли всего одну неделю, а потом, в Прощеное воскресенье, когда сжигали
огромную Масленицу, туда же кидали эту куклу.
Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Домашняя Масленица – кукла,
бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей
сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров,
соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Домашняя Масленица
символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она
считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту
куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной
масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу
выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали
жениха и невесту.
Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Эта наша кукла два года назад. |
В Подмосковье куклу Масленицу делали из соломы, наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали
на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу.
Дорога наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Портянки белые, набеленные!
Из истории:
В качестве жертвоприношения
(когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и
страшную куклу — чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в
женскую одежду, как древний священный образ божества.
Затем несли ее через всю деревню,
иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село,
чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а
оставшуюся солому раскидывали по полю.
Этот обряд праздника плодородия
связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил
природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник
народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и
воскресение. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как
языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни
празднования с четырнадцати до восьми. 2
недели безудержного веселья - вот ведь какое здоровье было...
Другой вариант этого обряда выглядит
так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в
национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и
прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и
благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые
возгласы и песни. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник:
молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и
завершается праздник Масленицы.
А вот еще один деревенский обряд сжигания
чучела масленицы, который происходил в воскресенье — в последний день праздника
(к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). «Судаpыню-Масленицу»
взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое
молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал
масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За
околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего
«Судаpыня-Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори,
Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины
бросали в костер) как символ будущего плодородия.
А это сегодняшняя Масленица |
Там же, где не делали чучела
Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании
общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров
бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные
вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально
для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца,
связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую
посреди костра.
Кроме «общей» Масленицы, в некоторых
губерниях (Московской, Калужской, Владимирской) делали и свои, «семейные»
куклы, которых тоже называли Масленицей (Домашняя Масленица), им давали в руки
сковородку, помазок, блин. Эти куклы изготавливались в тех домах, где была
молодежь. Под Переславлем в некоторых деревнях перед домом на шесте ставили
ряженую куклу, приветствуя таким образом молодоженов, желая им потомства. В
отличие от общей, деревенской Масленицы, семейная кукла изображалась нарядной и
привлекательной.
Блины.
Самым главным блюдом в дни празднования считались блины.
Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых
детей.
Слово блин общеславянское. В украинском языке существует
млинець, в болгарском – млин. Млин – это жернов в ветряных мельницах, круглый
камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно,
истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин - это слова из
терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных.
Во французском языке мельницу называют moulin, в немецком – Mühle, в
итальянском – mulino, а в английском – mill, то есть, тоже схоже с млин.
Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем
мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового
богатого и сытого года.
Блины – универсальное блюдо. Их готовили в древнем Риме и
Европе в средние века, например в Швеции, Германии. Но только у славян «блинная
тема» раскрыта полностью. У нас встречаются блины из пшеничной, ржаной,
гречишной, ячменной и овсяной муки. Обилие начинок и вариантов приготовления,
простота и быстрота приготовления сделала блины русским блюдом, и именно
русские преуспели в приготовлении из блинов разнообразных и интересных кушаний.
Каждая хозяйка имела свой режим приготовления блинов и
держала его в секрете от соседей. Одни хозяйки выходили вечером готовить опару
на реку, озеро или к колодцу. Другие готовили ее на своем дворе из снега при
свете месяца. Для приготовления блинов мука бралась самая разная: гречневая,
пшеничная, просяная, ячменная и даже гороховая.
Блин напоминал солнце, а древние славяне, наши далекие
предки, особо почитали Ярилу - бога солнца.
В этом году у меня блины с малосольной рыбкой |
Вот каким круглым, румяным и горячим ты должно быть теперь!
Ведь скоро сев!
Накануне, вечером, когда появятся звёзды, старшие в
семье женщины выходят на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и
призывая месяц выглянуть в окно и подуть на опару, приготовляют её из снега, с
причитанием: "месяц, ты, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко,
подуй на опару". У других тоже были свои приметы, приговоры и во всех
случаях блины должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными.
Раньше люди верили, что чем больше они напекут блинов, тем
солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Человек
считал своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего
сна.
Последний день Масленицы - это воскресенье. Называется
"Прощёным воскресеньем".
В последний день Масленицы с закатом солнца, не давая времени
потухнуть вечерней заре, ходили из дома в дом все степенные и пожилые люди и с
преклонённою головою и тихим голосом выпрашивали прежде всего прощения у тех,
кому чаще в году наносили обиды и оскорбления, и непременно кланялись в ноги,
ожидая отпущения прегрешений поцелуем в губы. Сильные просят прощения у слабых, старшие - у младших, младшие у -старших.
Сожжение Масленицы было отголоском языческой веры: чучело зимы надо уничтожить ради воскрешения ее силы весной в злаках. С помощью этого обряда люди гнали прочь скуку, с нетерпением ожидая весны.
Сожжение Масленицы было отголоском языческой веры: чучело зимы надо уничтожить ради воскрешения ее силы весной в злаках. С помощью этого обряда люди гнали прочь скуку, с нетерпением ожидая весны.
С детских лет по натуре и по сердцу мне
Больше всех наших праздников разных
Воскресенье, которым в родной стороне
Завершается масленый праздник.
В этот день и друзья, и враги, и родня
Говорят за блинами и чаем:
-Я прощаю тебя. Ты прощаешь меня.
Мы с тобою друг друга прощаем…
Посмотри – как земля истомилась в зиме,
Как душа в озлобленье устала.
Неужели не ясно, что жить на земле
Нам досталось немыслимо мало?
Надо жить, хрупких наших сердец не казня,
Как бы ни было горько и туго…
-Я прощаю тебя. Ты прощаешь меня.
Мы с тобою прощаем друг друга!
Сколько за год печалей случилось у нас,
Сколько всяких обид накопилось…
Так давай мы забудем их тяжкий запас,
Совершая прощенье и милость.
Пусть спадает с сердец ледяная броня.
Пусть весна хлынет синим прибоем.
-Я прощаю тебя. Ты прощаешь меня.
Мы друг друга прощаем с тобою…
Золотцев Станислав, 1989
Света, здорово погуляли! Понравилась подборка игр, взяла себе на земетку, спасибо!
ОтветитьУдалить