среда, 21 мая 2014 г.

Наша поездка в Карелию.

Путь из Сибири в Санкт-Петербург не близкий, затратный. Раз уж собрались в такой далекий путь, то захотелось осмотреть как можно больше в той стороне. Я бы хотела побывать  в Архангельске, с его деревянным зодчеством и Мурманске - с его суровым, северным морем. Но, просидев над картой и расписаниями я поняла, что из Питера самым оптимальным будет путешествие в Карелию. Страна эта знаменита своими озерами и лесами, горными карьерами, где Жене интересно было бы пособирать камни в коллекцию. И другого шанса посмотреть Карелию у нас может просто не быть.
Дальше будет очень много фотографий и текста, однако из 1500 фотографий я постаралась выбрать наиболее интересные для рассказа.
В Петрозаводск, питерский поезд прибыл рано утром, в начале седьмого. Билеты я покупала на такой поезд, чтобы вечером из Питера и утром быть в городе, хотя из Питера можно доехать за 5 часов на скоростной электричке "Ласточка", той что ходила на Олимпиаде в Сочи. В Карелии мы были с 7 по 10 мая, весна там только начиналась.
Гостиницу выбирала на сайте туристического портала Петрозаводска, просто понравилось название "Березовая роща" и стоимость двухместного номера 1600 в сутки, без предварительной оплаты бронирования. Заселяться в гостиницу было еще рано и я решила пройти до пригородного автовокзала, посмотреть расписание автобусов. Если перейти по виадуку через железнодорожные пути, то дорожка выведет вас прямо к автовокзалу. Это очень удобно, когда два вокзала рядышком. Такое же расположение и в Волгограде. Только не у нас в городе.
У нас было запланировано несколько достопримечательностей для осмотра, поэтому хотелось поточнее знать расписание. Первым делом прикупили карту города и окрестностей.

Кварцитный карьер и музей геологии.
Автобус в поселок Кварцитный отправлялся ежедневно в 7.15, мы как раз успевали посетить карьер и вернуться к 14.00 часам в город на этом же автобусе обратным рейсом. И вот маленький ПАЗик везет нас к берегам Онежского озера, промелькнула за окнами старинная вепсская деревня  Шокша, еще пяток километров и мы у цели. Поселок почти пустой в этот ранний будний день. Многие жители занимаются рыбной ловлей, мы разглядываем гостевые домики для рыбаков, многочисленные лодочные сараи. Здесь находится карьер по добыче уникальнольного малинового кварцита. Карьер находится на краю поселка, мы легко нашли его.
Крутой берег Онежского озера взрывали чтобы добывать кварцит. Малиновый кварцит - камень красивый и долговечный, всегда ценился очень дорого и использовался при строительстве Санкт-Петербурга: алтарь Исаакиевского собора, парадные залы Зимнего дворца.
Из этого камня выполнена гробница Наполеона. В Москве малиновый кварцит использован в Мавзолее Ленина,украшена станция метро «Бауманская», использовался он в мемориале Могилы Неизвестного солдата и аллее городов героев в Александровском саду.

Жене очень понравилось это место, такой простор для искателя камней! Набрал для коллекции образцов.  Утро очень холодное, с озера дует сильный ветер. Потом мы узнали что на этот день передавали штормовое предупреждение.
После обеда мы отправились в центр города, в институт геологии Карельского научного центра РАН, там расположен музей докембрия, в рабочие дни экскурсии бесплатные. Нас радушно встречала сотрудница музея, ознакомила нас с выставочными экспонатами, рассказала о камнях Карелии. Сам музей расположен в двух небольших залах.
Экспозиции посвящены основным вопросам истории горной добычи и геологических исследований в Карелии, эволюции жизни на Земле.
Очень красивый мозаичный пол и лестница, сложенные плитами из блоков природного камня, добытых в карельских карьерах и обработанных на Кондопожском камнеобрабатывающем комбинате.

Пешеходные экскурсии по Петрозаводску.
 После большого Питера Петрозаводск показался очень провинциальным городом, немного похожим на Красноярск, особенно на его спальные районы.   Каждый вечер мы гуляли по историческому центру Петрозаводска. От площади железнодорожного вокзала широкий проспект имени Ленина спускается к набережной, к Онежскому озеру. Вот фонтан "Молекула фуллерена":
Много зданий времен сталинской эпохи:
Много деревянных двухэтажных жилых домов, в центре видели красивое деревянное здание, сейчас там много офисов сдают мелким арендаторам. Мы там на третий день чинили ботинки Женьке, не выдержали подметки таких интенсивных питерских и карельских прогулок.
Видели несколько надписей на карельском языке. На магазине, аптеке, и железнодорожный вокзал встречает  надписью на двух языках. На автовокзале объявляли посадку на двух языках.
Петрозаводск - это действительно город Петровских заводов. Когда была война со Швецией, Пётр I принял решение построить оружейный завод вблизи шведской границы, на берегу Онежского озера, в окрестных болотах и озёрах полно было меди и железа. Город строился вокруг заводов. Да, их было несколько. Первоначальный завод, выполнив свою миссию в борьбе со шведами, угас. Потом для нужд войны с турками на этой же речке Лососинке построили Александровский пушечно-литейный завод.
Если с проспекта Ленина, возле гостиницы "Северная" повернуть направо, то по улице Карла Маркса попадем на берег реки Лососинки. Это одна из самых старых улиц карельской столицы, более 200 лет гуляет по ней народ . На берегу реки и нынче увидим мы забор Онежского тракторного завода. Если пойти дальше прямо - выйдешь на набережную.
Мы повернули направо и вышли к круглой площади, которая тоже является исторической достопримечательностью города. На площади находится бывший губернаторский дом, в котором расположился Карельский государственный краеведческий музей. В этот вечер мы были там единственными посетителями, но успели осмотреть все залы и экспозиции. Экспозиции музея расказывают о природе, археологии, истории и культуре карельского края и города Петрозаводска.
В залах музея есть экспонаты, которые можно трогать руками, подержать в руках предметы быта того далекого времени, поставить печать городской думы.
На таких вот лодках плавали вдоль берега сурового Онежского озера:
Здание музея находится рядом с губернаторским парком, в нем мы гуляли 9 мая. Сразу у входа встречают посетителей пушки, колесо от вагонетки, фрагмент первой в мире заводской железной дороги. Дорога предназначалась для перевозки руды и пушек из одного цеха в другой.
 Удивительно, но история Петровского завода связана с нашим городом, заводом Краслесмаш. Именно в Красноярск был эвакуирован Онегзавод летом 1941 года, а в сентябре на фронт уже пошла первая продукция. О том, как работали на эвакуированных заводах, в каких условиях жили - мы все знаем.
Из губернаторского парка мы выходим к мемориалу Вечного огня, оттуда спускаемся по широкой лестнице к реке Лососинке. Когда-то это был песчаный карьер, затем — свалка шлаков Александровского завода. Перед войной, в 1934 году обустроили здесь парк, стало это место красивым для отдыха горожан. Вот так и надо превращать свалки в зону отдыха. В парке большой стадион, много дорожек и спортивных сооружений, как у нас на острове Отдыха. По правую сторону от нас - заводской забор. Видели мы в тот день и проходную завода, на территории завода есть Музей промышленности города, но мы заходить не стали, праздничные дни были.
Так по дорожке и шли мы по направлению к набережной. И пришли в другой парк, с атракционами, самыми обычными, как у нас в парке Горького. На набережной расположен речной вокзал и кассы до острова Кижи. Нам посетить этот славный остров не удалось, навигация еще не открылась.
В этом месте набережной установлен памятник основателю города. Петр I изображен скульптором в полный рост и в парадном мундире: чрез плечо императора перекинута орденская лента с Андреевской звездой, а на его боку висит шпага. Правая рука императора указывает на место основания Петрозаводска — устье реки Лососинки, где были заложены Петровские заводы, а в левой находится сверток с указом, символизирующий прогрессивные государственные реформы.
Городская набережная выложена из плиток малинового кварцита, фонари и скульптуры. Можно спуститься по ступеням, потрогать водичку.
Это подарки городов-побратимов Петрозаводска, вот американский подарок "Два рыбака":
Кошелек удачи из Риги:
От Ленинградской области скульптура "Онега":
А вот такое Онежское озеро без сковывающей каменной набережной:
Петрозаводску почти столько же лет как и Красноярску, но наш город за 300 лет вырос до миллиона жителей, а Петрозаводске всего 300 тысяч. Мелкие подробности нашей жизни, их вроде не замечаешь, когда живешь в своем городе. Например, здесь в маршрутке не объявляют остановки. Все павильоны на остановках в едином стиле и называются Zодиак. В супермаркете не здороваются на кассе, не предлагают пакет, не помогают упаковывать покупки, не спрашивают дисконт (наши местные сети вспоминала каждый раз добрым словом). В целом впечатление от города хорошее, здесь живут добрые, отзывчивые люди - прохожие, продавцы, водители автобусов.

Шунгитовый завод и заповедник Кивач.
Следующим утром мы отправились с автовокзала до города Кондопога на рейсовом автобусе. Туристам обычно показывают там старинную деревянную церковь 1774 года, но мы едем за шунгитом. От автовокзала за 5 минут и 90 рублей такси довозит нас до проходной завода.
Шунгит это порода, добывающаяся на территории Заонежья, находит применение в строительстве, металлургии, для фильтрации воды на очистных сооружениях. В городе много сувенирных поделок из шунгита. Попасть на территорию завода можно, с разрешения охраны.
В этот день все остальные наши передвижения были автостопом. С карьера нас подвез до автостанции горный инженер, показал действующий железнодорожный мостик со следами взрыва от партизанской бомбы. От Кондопоги до развилки на Кивач нас подвез другой отзывчивый автомобиль, его путь лежал до самого Белого моря. В заповедник Кивач даже в этот будний день ехали многие.

Знаменитый водпад Кивач когда-то был воспет поэтом и первым губернатором Олонецкой губернии Гаврилой Державиным в стихах:
Алмазна сыплется гора
С высот четырьмя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Эта быстрая река Суна, однако былой мощи мы уже не увидим. Выше по течению построена Гирвасская плотина, вот ее мы увидим, только в другой день.
Отличный солнечный день, однако кое-где в лесу еще лежит снег.
Вокруг такая величественная красота: каменные гряды, поросшие мхом валуны и быстрая река. Во время Великой Отечественной войны здесь шли военные действия. На этом участке находился последний рубеж обороны Кондопоги.

Всего в боях на Киваче пропали без вести 194 человека, погибли 63 бойца – 24 из них были захоронены, 39 не удалось вынести с поля боя. В 2000 году на территории заповедника был открыт военный мемориал. Фильм "А зори здесь тихие" снимали в Карелии.
В заповеднике есть небольшой дендрарий и музей. Экспозиции рассказывают о заповедной территории, карельской березе, животном и растительном мире заповедника.
Изделия из карельской березы действительно очень красивы. Золотистые оттенки,  причудливый рисунок, напоминающей мрамор. Карельская береза очень прочная, не подвластна гнили, обрабатывается она тяжело, но изготовленная из нее мебель будет практически вечной. По какой причине обыкновенная берёза превращается в это чудо природы, до конца никто не разобрался. Все попытки специально вырастить карельскую берёзу ни к чему не привели, так как только из 5-7% семян вырастает дерево, имеющее признаки карельской березы. Из остальных вырастает самая обыкновенная береза.
А еще в музее был конкурс на самодельных совушек.
Святозеро.
9 мая было пасмурно и накрапывал дождик. Рейсовым автобусом мы добрались до небольшого поселка Святозеро. В Карелии почти все города, поселки, деревушки находятся по берегам озер. И названия у них соответствуюшие - Выгозеро, Сегозеро, Ригозеро, Водлозеро. И во многих сохранились деревянные постройки 19 века. Причем в этих домах живут, их ремонтируют, обносят сайдингом, пристраивают, перестраивают. В Святозере встретился нам такой красивый дом, только заброшенный. Вспомнились русские сказки, где жили в тереме резном, расписном.
Карелию зовут страной тысячи озер. Точно их никто конечно не скажет сколько, но говорят что около 60 тысяч.
Озера Карелии образовывались из-за большой вулканической деятельности в этом месте нашей молодой планеты. Потом было наступление ледника, пропахал он всю территорию Карелии, принес огромные валуны, что до сих пор встречаем мы в лесах.
Озера эти рай для уставшего городского жителя. Тишина невообразимая, шагнешь в сторону от трассы, и вот оно - озеро спокойствия.
Вода чистая, дно песчаное. Мечта рыбака, да и только!

Первый российский санаторий.
В последний день нашего пребывания в Карелии мы посетили  целебный источник, пособирали камешки на дне самого древнего кратера Карелии. Как обычно, у тром на рейсовом автобусе доехали до Марциальных вод.
 История Марциальных вод связана с именем Петра I, пожелавшего иметь в России свой курорт.В этих местах болота  и озера богаты на железную руду. В ближайщем поселке Кончеозеро в 1714 году вовсю работал железоделательный завод,  условия были тяжкие и многие рабочие болели. Остатки этого завода мы видели из окна автобуса, когда заезжали в Кончеозеро.
Случайно, в 1714 году рабочий завода,  обнаружил у рудоносного болота родник, воды которого принесли ему исцеление. Узнав об этом, директор Олонецких горных заводов Геннин сообщил Петру I, что найден целебный источник. Для изучения вод из Петербурга немедленно был послан царский лейб-медик. Действие вод он испытывал на больных солдатах. Результаты оказались благоприятными. Петр приказал построить вблизи источника дворец, и в 1719 году лично посетил первый русский курорт.

Только после смерти императора первый российский курорт был забыт. К концу XVIII века царские постройки обветшали, дворец был разобран. До наших дней сохранилась только церковь апостола Петра, построенная по воле императора и домик смотрителя за этой церковью.
Сейчас здесь находится курорт "Марциальные воды". Название "Марциальные" было дано исходя из логической цепочки: железо-война-Марс, потом превратилось в более удобное - "марциальные".
 Эти окошки смотрят на автостраду, мимо не проедишь. Так, в небольшом крестьянском доме, построенном в 1830-е гг. размещена экспозиция, рассказывающая об истории открытого в петровскую эпоху первого бальнеологического курорта страны.

Церковь Апостола Петра построена в 1721 году по распоряжению Петра I. Она неоднократно реставрировалась, но в целом сохранила свой первоначальный облик. Даже в войну сумела сохранить иконы. Это вид на балкончик над входными дверями. Там был кабинет Петра I, одно слюдяное витражное оконце сохранилось с тех времен.
При дворце Петра I на олонецких водах имелась токарня, где царь с помощниками, занимался изготовлением мебели. Находящиеся в церкви четыре деревянных подсвечников изготовлены Петром I, может им же был изготовлен и хранящийся в алтаре резной деревянный крест. Аналогичный крест в середине ХIХ века был в Старицком Успенском монастыре и имел надпись, свидетельствующую о том, что он изготовлен Петром I во время лечения на олонецких водах.
Небольшие чугунные печи отливались с 1718 года на олонецких петровских заводах специально для сооружений курорта и являются редкими образцами чугунного художественного литья петровской эпохи. Более простые, цилиндрической формы печи были установлены во дворцах, а в форме ваз - в церковном здании. Две из печей сохранились до настоящего времени в интерьере церкви.
Большой историко-художественной ценностью обладает иконостас - один из редких образцов сохранившегося в комплексе (как архитектурно-декоративное оформление, так и живопись) памятника искусства петровской эпохи.Каталог памятников Петровской эпохи на Марциальных водах можно посмотреть здесь
Экскурсию по церкви и музею можно посетить самостоятельно, заплатив на входе в музей. Рядом находится родник, из трубы бежит водичка, мы ее попробовали. На вкус - как железо полизали.
Сбегает из родника вода в ручей - оранжево-желтый от железа:
Мы приехали сюда к 10 часам, а в 12 сели на следующий автобус до Гирваса.  Недоезжая до поселка увидели плотину и дно реки.Этот уникальный геологический объект — самый древний (около 2 млрд лет) кратер вулкана в Карелии. Сюда везут всех туристов, приезжающих в Карелию.
Возле плотины каменное дно исписано надписями типа "здесь был", так что мы пошли дальше, за красивыми пейзажами.
По правому берегу идет тропинка через лес.
Сосны, обросшие камни, мох под ногами.

Эта та самая река Суна, что бурлила на водопаде Кивач
Женя ищет образцы для коллекции:
Обратно я шла по тропе, а Женя прыгал по дну реки:
В четвертом часу нас забрал рейсовый автобус, шедший из Медвежьегорска. Этим вечером мы уезжали обратно в Питер и домой. Такое вот у нас получилось путешествие, без туристической путевки. Остались еще красивые места в Карелии, которые мы не смогли посмотреть, при наличии автомобиля возможностей становится больше. По затратам, не считая билетов и проживания, у нас выходило около 1700-2000 руб в день - питание, автобусы, входные билеты в музеи, сувениры.
Природные красоты Карелии нельзя описать словами, даже фотографии не покажут вам силу этого северного края.
Как говорится, приезжайте - увидите сами! Я бы еще раз съездила с удовольствием.