В таком конкурсе детских экологических проектов мы с
ребенком будем участвовать уже второй раз. В 2010 году мы изучали природу
Кривинского соснового бора в окресностях озера Тагарское. Там расположен
санаторий "Сосновый бор", где мы отдыхали. Результатом наших исследований
стала стенгазета и презентация о грибах для ребят в детском саду. В этом году
будем изучать лекарственные растения.
Далее предлагаю ознакомиться с рекомендациями по выбору
тематики исследований и методике выполнения проектов семейными коллективами с
участием детей до 10 лет.
Для полноценного развития ребенка очень важно, чтобы он
приобрел в дошкольном и младшем школьном возрасте личный опыт постижения
законов природы. Мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры могут
сами выступить в роли наставников для младших детей и помочь им принять участие
в исследовательских проектах, подходящих для их возраста, способностей и
интересов.
Дома, на прогулке, на летнем отдыхе можно обратить внимание
детей, что жизнь мира природы подчиняется своим законам.
Наиболее удачно основные законы природы были сформулированы
в виде афоризмов американским биологом и экологом Б. Коммонером: - Всё связано со всем
- Всё должно куда-то деваться
- Природа знает лучше
- Ничто не даётся даром
Семейные коллективы могут представить выполненные с участием
детей до 10 лет проекты по экологическому мониторингу природной среды с помощью
методов биоиндикации.
Например:
· Оценить пригодность для жизни растений почвы на разных
участках доступной для ребенка территории. Одинаковые сосуды (емкости из-под
кока-колы с обрезанным верхом)заполнить почвой, взятой с исследуемых участков
(например, глина из соседнего карьера, песок из песочницы, земля с дачной
грядки). Посадить одинаковые растения. Поместить в одинаковые условия.
Обеспечить одинаковый уход. Следить за судьбой растений. Описать
(сфотографировать, зарисовать) и обсудить результат.
· То же самое сделать, оценив прорастание семян
кресс-салата.
· Оценить здоровье окружающей природной среды по степени
нарушения симметрии листьев березы (детали методики можно найти на сайте
«Ученые – детям»).
· Исследовать степень заселенности почвы мелкими
обитателями. С этой целью извлечь из образцов почвы, взятых на разных участках
доступной для ребенка территории, мелких обитателей. Набрать в сосуд из-под
кока-колы почву с грядки, из песочницы, из-под куста живой изгороди и т.д.,
перевернуть сосуд горлышком в прозрачную чашку (например, обрезанное на высоту
10 смдно другой емкости) и нагреть дно перевернутого сосуда (например, с
помощью настольной лампы). Обсудить с детьми, откуда взялись в нижнем
(обрезанном)сосуде мелкие существа, попытаться определить их названия и
обязательно вернуть эти существа домой: на грядку или под куст.
Также можно представить выполненные с участием детей до 10
лет проекты по таким тематическим направлениям:
«Живая аптека».
Изучить, где на доступной для ребенка
территории (в лесу, на лугу,на дачном участке) растут лекарственные растения.
Вместе собрать и обработать лекарственные растения. Описать, какие части
растений можно использовать и от каких болезней. Как лечить членов своей семьи
с помощью лекарственных трав?Вырастить лекарственные растения в доме (каланхоэ,
алоэ, красулу толстянку,традесканцию, бриофиллюм, календулу, мяту).
«А у нас во дворе».
Во дворе есть природные объекты:
деревья, кустарники, травы, цветы, насекомые, животные и птицы. Хорошо бы,
чтобы ребенок их узнавал и интересовался их жизнью и судьбой. Интересно
выяснить вместе с ребенком, какие природные объекты живут в вашем дворе по воле
человека, поинтересоваться, кто эти люди? Насекомые и птицы (во многих дворах и
крыс можно увидеть иногда) появляются сами по себе. Хотя – птиц можно привлечь
птичьими домиками. Есть ли они в вашем дворе? Наверное, кто-то из соседей (а
быть может, и вы сами) развешивает зимой кормушки для птиц и подсыпает туда
корм. Есть ли поблизости от вашего двора место для выгула собак? Или хозяева
выводят своих питомцев, куда глаза глядят? По-настоящему рукотворные объекты во
дворе – скамейки, детские и спортивные площадки, места для сбора мусора. Кто и
как ими пользуется? Нравятся ли они вам? Кто содержит их в порядке? Хорошо или
плохо? С кем вы дружите в своем дворе? Что вы знаете о своих соседях? И т.д.
«Вода в доме».
Изучить вместе с ребенком места в доме, где
нужно использовать воду (кухня, ванная, туалет, поилка у птиц, домашние
растения, аквариум). Выяснить, откуда и как вода попадает в дом, сколько ее
нужно для той или другой цели и нужно ли воду предварительно готовить для
использования. На какие домашние нужды используется вода? На что ее тратится
больше всего и откуда берется вода в доме? Как дома следить за чистотой воды?
Приготовить несколько сосудов с чистой и загрязненной (песком, тушью, мусором)
водой, предложить ребенку оценить качество воды. Попробовать вместе с ребенком
очистить воду: отцедить крупный мусор, осадить песок, отфильтровать (например,
через слой ваты на дне воронки). Познакомиться с работой домашнего очистителя
воды, если он есть. Оформить результаты наблюдений и исследований в виде отчета
с фотографиями, рисунками, таблицами и текстами.
«Малыши и взрослые».
Организовать наблюдение за развитием
мальков в аквариуме,котят, щенят или птенцов (что окажется возможным). Описать,
зарисовать,сфотографировать, как изменяется форма организмов при развитии? Как
и когда малыши становятся похожими на родителей?
«Запасы».
Изучить вместе с ребенком, какие хранятся в доме
запасы пищи и в каких условиях. Описать вредителей домашних запасов и способы
борьбы с ними. Изучить, как оценивать, не испортились ли запасы. Описать судьбу
испорченных запасов.
«Идем по плану».
Составить вместе с ребенком план квартиры,
а также карту-схему микрорайона и дачного участка. Обозначить на этих схемах
места общего пользования и свою комнату, магазин, почту, детскую площадку,
поликлинику и детский сад или школу. Изучить план посадки деревьев и кустарников
на территории. Выяснить, какие правила помогают всем жить дружно в семье? В
детском саду или школе? В микрорайоне?
«Упаковки».
Собрать вместе с ребенком коллекцию разных
упаковок. Описать их судьбу после первичного использования. Придумать вместе,
как дать упаковкам вторую жизнь. Составить коллекцию таких вещей. Описать
судьбу новых вещей, сфотографировать их и зарисовать.
На сайте «Ученые – детям» НИИ ФХБ имени А.Н.БелозерскогоМГУ имениМ.В.Ломоносова можно познакомиться с некоторыми примерами такой работы и
попробовать свои силы,выполнив вместе с детьми младшего возраста интересное
исследование, доступное им по возрасту и способностям, и подготовив материалы
для участия в конкурсе.
Рекомендации подготовлены Татьяной Васильевной Потаповой,
доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником
НИИ ФХБ имени А.Н.Белозерского
МГУ имени М.В.Ломоносова
Срок подачи материалов на Конкурс до 05 октября 2012г
Заявка на участие в конкурсе заполняется в он-лайн режиме на
сайте www.chemeco.ru в разделе
«Регистрация участников IX Всероссийского конкурса «Человек на Земле»
Ох, какой конкурс интересный, жаль что моему сыну через месяц будет 11. Светлана примите от меня награду: http://my-beautiful-home.blogspot.com/2012/05/blog-post_31.html
ОтветитьУдалитьЛена, спасибо за награду, как раз мне на ДР.
Удалить