среда, 12 апреля 2017 г.

Прогулка по взлетной полосе

В наш город пришла долгожданная весна, сегодня +14 ! Приглашаю прогуляться со мной по взлетной полосе. По самой настоящей взлетной полосе в центре города. 
Это улица Взлетная. В начале 50-х годов это была окраина города и когда во время Великой отечественной войны возникла необходимость в самолетах, их пригоняли из Америки по воздушной трассе АлСиб, на этом месте построили аэродром. Взлетно-посадочную полосу строили японские военнопленные и к концу 1943 года были готовы две бетонные взлетно-посадочные полосы, четыре ангара, служебные здания.В мастерских, расположенных в районе Покровки, на острове Молокова и на территории судоремонтного завода ремонтировали пригнанные самолеты, готовили их к отправке на фронт. После войны аэропорт стал работать на гражданские авиаперевозки. В 1954 году построили здание аэровокзала. Вот так оно выглядело в те далекие годы:
В газете "Красноярский рабочий" опубликовали заметку об открытии вокзала, посмотрите на фотографию внутреннего помещения вокзала, какая красота и богатство отделки. "В одном из залов первоклассный ресторан с электрифицированной кухней, другой зал для пассажиров, в третьем зале расположено почтовое отделение, телеграф, парикмахерская. В центральном зале ожидания - мозаичные полы, дубовые панели, колонны облицованы мрамором."
Сегодня помещение вокзала сдают в аренду многочисленным предпринимателям, внутри все поделено на клетушки-кабинеты, а вокруг куча ларьков и павильонов. Напротив здания остановка общественного транспорта "Междугородний автовокзал". Выйдем из автобуса, посмотрим на вокзал и сравним со старой фотографией.
1954 год:
2017 год:
Обойдем здание с другой стороны:
А когда-то это был выход на посадку:
Куда летали из Красноярска и сколько это стоило в период с 1 декабря 1961 года по 14 мая 1962 года можно узнать вот из такого документа:
Сейчас рядом пристроили еще одно здание - автовокзал, а на площадке вместо самолётов паркуются междугородние автобусы. Территория в целях безопасности огорожена, так что заглянем через забор:
Мы осмотрели здание, теперь пойдем взглянем на взлетно-посадочную полосу. Она прямо у нас под ногами - по нынешной улице Взлетной самолеты выруливали на основную полосу (ныне улица Молокова) для старта в небо. Это сохранившаяся будка - диспетчерская:
 
Оставим за спиной вокзал, повернем налево и прогуляемся до самой последней высотки на этой фотографии, там где виднеется вышка.
Здесь еще сохранился ангар. Правда, в безобразном бесхозном состоянии.
 Вот таким был этот ангар в годы своей востребованности:
На горизонте тоже он виднеется:
И здесь его видно справа вдали:
После закрытия аэропорта для чего только приспособить не пытались - и автомастерская и гаражи и еще чего-то, но сегодня никому он не нужен. Хорошо японцы строили, может найдется еще хозяин и приведет его в порядок.
Для наглядности расположения взлетно-посадочной полосы предлагаю рассмотреть старый снимок с высоты. Сейчас на месте этого огромного пустыря - микрорайон Взлетка.
А теперь развернемся и посмотрим в сторону улицы Шахтеров. В самом конце улицы  видно оранжево-кирпичное здание общежития. Там отдыхали экипажи  и там же заканчивалась взлетная полоса.
Длина взлетно-посадочной полосы была 2350 метров, это максимум, который смогли сделать в наших условиях. А для эксплуатации Ту-154 необходимо было 2500 метров. Вроде бы такая малость - 150 метров, а самолет после разбега обычно отрывался от бетона буквально в нескольких десятках метров от улицы, по которой тогда  проезжали автомобили.
В конце 70-х годов случилось происшествие, когда при июльской жаре двигатели самолета не успевали набрать необходимую для взлета мощность. По этой причине после отрыва Ту-154 пронёсся совсем низко над крышей проезжавшего по автодороге микроавтобуса "РАФ". Струи газа из двигателя попали в открытые окна автомобиля и его фактически разнесло в клочья. Водитель автобуса чудом остался жив. После случившего совместно с ГАИ на улице Шахтеров был установлен светофор. Включать и выключать светофор мог только диспетчер аэропорта, руководивший полетами.
На снимке виден взлетающий самолет (над самой горой как будто краской мазнули):
"Взлеты из красноярского аэропорта производились, в основном, с курсом 222, на город. Причем, сразу за торцом полосы начинался одноэтажный район Покровка, частный сектор, со знаменитой в те времена барахолкой. Местность за полосой плавно повышалась, и взлетающие лайнеры проходили низко над жилыми домами, казалось, аж шифер на крышах шевелился; говорят, в том направлении и коровы не доились, и куры не неслись. Народ-то, живущий в этом цыганском районе, привык, а вот постороннему человеку, заехавшему на рынок и внезапно попавшему под линию взлета, приходилось несладко; иные с перепугу аж приседали, а может, и того хуже…
Махнув крылом знаменитой часовне на обрыве, той, которая изображена на известной российской десятирублевке, четырехмоторный лайнер повисал над ямой города, убирая закрылки аккурат над соседствующими друг с другом зданиями управления гражданской авиации и крайкома партии."
(В. Ершов. "Таёжный Пилот")
 

Когда самолеты отслужили свой срок, примерно в 80-х годах, их ставили как памятники в городе (всего их было три). А в городском парке отдыха из самолета сделали детское кафе. Я отлично помню как в детстве мы ходили в это кафе есть мороженое.
Изначально аэропорт строился на пустыре, но город рос и разрастался, и в 1980 году построили и открыли новый аэропорт "Емельяново", за городом. Старый аэропорт закрыли, по бетонном дорогам взлетной полосы проложили автодороги и осталось у нас на память названия улиц: Взлетная, Аэровокзальная, микрорайон "Взлетка" .
Я всегда представляла жизнь и работу летчиков по фильмам "Мимино" и "Экипаж". И всегда считала, что это мужская работа. Однако, ж я ошибалась. Именно у нас, в Красноярском управлении гражданской авиации работала первая в стране женщина-пилот Ираида Вертипрахова. В 1962 году она второй пилот Ан-2, через два года - Ил-14, а еще через четыре она стала командиром Ил-18. На Ил-62 Ириада Вертипрахова установила рекорд беспосадочного полета София-Владивосток. Вот есть женщины в русских селеньях!
Архивные фотографии и материал для этого поста я нашла здесь:
История аэропорта Красноярск-Северный
Авиафорум Красноярск-Северный
История Аэрофлота
12 апреля вся страна отмечает День космонавтики и вспоминает Юрия Гагарина, который тоже был летчиком. Так что без авиации космонавтом не стать.
А мы сегодня гуляем под синим небом, гуляем по взлетной полосе и радуемся солнцу!
Желаю вам крыльев за спиной для творческих полетов!

8 комментариев:

  1. Светлана,

    Очень интересно!
    Я всегда с большим удовольствием рассматриваю архивные фотографии. Другой мир, другая жизнь...

    Спасибо за рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, очень интересно посмотреть что было на этом же самом месте но лет 50 назад или 100

      Удалить
  2. Интересно, пилот в юбке))) , очень познавательно, спасибо за прогулку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, я тоже удивилась тому что женщина и такая героическая профессия!

      Удалить
  3. Света,бывает обидно,что мы не ценим ,то что есть.Красивое было здание вокзала ,да еще бы в хорошие руки и получилась настоящая ,,достопримечательность вашего города..Старые фото так трогательно смотреть..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. здание даже сейчас красивое, вот лучше бы там музей авиации открыли или хоть дом культуры, а то - торгаши, эх...

      Удалить
  4. Чудеснейший пост!!! Вот бы такие уроки в школах были... загляденье! И сравнить по фотографиям можно, и читается легко и интересно.. и уверена надолго запомнится! Спасибо огромное1

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. я рада что получилось интересно рассказать и показать маленький кусочек моего города

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...