четверг, 5 мая 2016 г.

Первоцветы на Красных гребешках.

В субботу, 30 апреля в городе было солнечно. С утра настряпав куличей к наступающему празднику Пасхи, мы решили прогуляться на гору, там уже должны были распустится подснежники. В этот раз мы отправились по Торгашинскому хребту в противоположную сторону от скалы Арки, в место, где расположились скалы под названием Красные гребешки.
Прошли дачный массив, поднялись по крутой тропе в гору и выйдя на поляну увидели вот такую картину:

Маленькие подснежники - желтые и синие пуховички. Только-только начали набирать полную силу цветения, несмотря на дующие здесь постоянно ветра, они тянулись к солнечным лучам.
Вид на долину реки Базаиха и скальный массив Такмак (каменные пики в центре фото):
В скальном массиве Такмаковской гряды есть вершина с названием Большой Беркут, вертикальная цилиндрическая "башня" увенчанная направленным в зенит острым "клювом" опирается на сквозную туннельную арку высотой 18 метров. Скала считалась неприступной до 1919 года. Впервые Большой Беркут был покорен по политическим мотивам как протест колчаковскому перевороту в Сибири. Столбисты из компании Беркуты братья Леушины в парном лазании достигли предвершинного "плеча" утеса, на вершину смог забраться лишь один из братьев - Николай (лучший скалолаз 1910-х годов). Закрепив на "голове" Большого Беркута шест с красным флагом.Чтобы снять флаг с утеса понадобилась экспедиция из 10 казаков комендантского взвода. На второй день, казаки так и не смогшие добраться до вершины, расстреляли флаг из винтовок. До 1990 года существовала традиция на 1 Мая поднимать красный флаг на месте расстрелянного.
От этой поляны, если идти в сторону Енисея, на рекой Базаихой нависли скалы, формой напоминающие гребешки. На скалах растет лишайник ярко-рыжего цвета, за что эти горы и назвали Красными гребешками.
Это хорошо видно если находишься внизу, у реки. А мы на вершине:
Некоторые считают это место загадочным. Там якобы неоднократно фиксировались так называемые гравитационные аномалии. Как будто какая-то сила пытается поднять человека в воздух. В книге "Энциклопедия загадочных мест Земли", написанной В.Чернобровом это место включено в список аномальных зон. Не знаю, может мы какие-то нечувствительные, но ничего кроме цветов здесь не нашли.
Хотя, неразгаданных загадок и тайн в наших местах до сих пор много. Особенно археологических. В пещере, под аркой Большого Беркута в 1884 году учитель А.С. Еленев провел раскопки и его находки подтвердили легенду о существовании здесь языческого святилища. Алексей Сергеевич Еленев был удивительной личностью. Окончив физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета он преподавал математику в Красноярской мужской гимназии. А еще он обследовал 58 пещер по берегам Енисея и Бирюсы, производил археологические раскопки и результаты своих работ опубликовал. Удивительно, до чего разнообразные интересы были у него: математика-физика и история-археология. Сейчас есть такие выпускники университетов?
Вид на автомобильный четвертый мост и ж/д мост
Именем Еленева названа пещера, которую в конце 80-х годов археологи раскопали в скале Караульный бык над Енисеем, напротив села Овсянка. Археологические находки этой пещеры стали сенсацией для всего научного мира. Кости и предметы древнего быта имеют возраст не менее девяти тысяч лет. Однако почти все найденные останки человеческих костей имеют повреждения, сделанные в момент смерти или незадолго до нее. Может здесь жили людоеды?
Еще в пещере был обнаружен непонятный предмет из бивня мамонта, предназначение которого до сих пор непонятно исследователям. Им нельзя ни есть, ни ремесленничать, на него можно только смотреть, причем на одной из частей этого предмета нанесены 29 насечек, а основание под ними поделено еще на 12 секторов, что навело ученых на смелую мысль о наличии календаря в железном веке.
Так, не спеша прогуливаясь, мы дошли до поляны, с которой открывается панорама горы Диван. Это гора в прошлом веке была излюбленным местом отдыха горожан, сюда ездили на пикники, попить чаю, погулять.  Майские дни это всегда начало сезона пикников, шашлыков, прогулок на природе. Сто лет назад загородный выезд на пикник выглядел примерно так:
Пикник на реке Базаиха, 1904 год (фото отсюда)
А следующая фотография сделана на прогулке группы горожан у Такмака, 1890 год. Слева, у скалы с шестами в руках и в шляпах на голове стоят Александра Петровна Кузнецова и ее отец, Кузнецов Александр Петрович - золотопромышленник, пароходовладелец, меценат. Далее, в темном костюме с фуражкой на голове, стоит и смотрит вправо Павел Степанович Проскуряков - первый провизор музея (1889); позади него, в белом костюме и фуражке, верхом на белой лошади сидит председатель врачебной управы Рачковский Петр Иванович. Следом за ним, в белом сюртуке, с биноклем стоят неизвестный мужчина и рядом с ним, указывая шестом вверх, в темной шляпе Николай Александрович Щепетковский, член городской управы, банкир - меценат. Около него слева направо, стоят и позируют в камеру: учитель Еленев Алексей Сергеевич и смотритель духовного училища, кандидат богословия Константин Алексеевич Успенский. Впереди, на корточках, опираясь на палку, в очках, белой кепке и с папиросой, что-то объясняет ребенку провизор музея (1911) Тугаринов Аркадий Яковлевич. Дальше, позируют в камеру, молодая женщина и дети, которые сидят кто на корточках, кто на бревнышке.
фото взято здесь
Время года неизвестно, но мне кажется это весна. А снег у нас может и в мае лежать. И даже снегопад бывает, как например, в нынешнее 2 мая. Но снег скоро растаял и впереди нас ждут еще выходные, всем желаю выбраться на природу, на пикник, на шашлык - кто чего захочет.
Всех с теплыми майскими деньками!

1. Спасибо за экскурсию и фотографии! Всё-таки северная весна - совершенно особенное дело

1. да, нас весна не балует. особенно садоводов :)

2. Ой, подснежники такие у нас в Северном Казахстане росли! И, действительно, они очень нежные пушистики, правда у нас они еще и белого цвета были...

И склоны очень похожи на казахстанские. А подснежникам после долгой зимы мы тоже очень и очень радовались, ну и снег бывалоча подводил и в мае тоже выкидывал сюрпризы!

Света, спасибо за экскурсию и волну воспоминаний, прочитала на одном дыхании.

Со Светлой Пасхой тебя и всех твоих родных и наступающим Великим Днем Победы!

3. Света,какие шикарнейшие виды! а цветы очаровательные))у нас желтых подснежников давно не видела,только сине-фиолетовые...

1. а здесь почему-то больше желтые цветы встречаются. люблю это время года.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...