30 марта празднуется по русскому народному календарю праздник Алексей — с гор потоки, или же еще говорят: Алексей - с гор вода, Алексей тёплый.
А начиная с 22 марта 1993 года во многих странах отмечают Всемирный день водных ресурсов, он же - Международный день воды (по инициативе ООН). Наше очередное занятие в субботу в Краеведческом музее было посвящено этому празднику.
Речка Лалетина |
Для подготовки к этому занятию мы прочитали и обсудили с ребенком народные приметы и поговорки для этого праздника:
Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей.
На Алексея выверни оглобли из саней.
Покинь сани, снаряжай телегу. Сани на поветь.
На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается.
Рыба трогается с зимовья и трется под берегами.
Сверху печет, снизу течет.
Когда действительно в этот день с гор вода бежит, то ожидают благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев.
Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив).
Очень интересно было узнать про этот народный праздник еще и потому как папа наш - Алексей.
Потом вспомнили зачем нас вода на планете, важность ее для нашей жизни. Покрутили глобус, почитали названия морей, океанов на большой карте мира. Женя ответил в каких состояниях мы можем наблюдать воду, где можно ее найти (в озере, в тумане, в человеке и т.д.) А потом я показала ему опыт, наглядно демонстрирующий распределение водных ресурсов на планете.
1. Наполним литровую банку подкрашенной голубой гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
2. Наберем 0,5 пипетки (1 мл) воды из литровой банки и выжмем ее в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
3. Две пипетки с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озерах.
4. Из литровой банки переливаем в другую емкость 973 мл и добавляем соль – это соленая вода морей и соленых озер.
5. 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии.
6. Оставшуюся воду из литровой банки выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.
В каких емкостях находится вода, пригодная для человека? Только пресная. А это ДВЕ пипетки! Наглядно и доступно для ребенка оценить важность сохранения водоемов с пресной водой. Вот так подготовившись мы в субботу пришли на очередное занятие в музейный клуб.
В Краеведческом музее дети сначала разгадали кроссворд на водную тему, а потом эффектно появилась Кикимора, она сказала что охраняет водные запасы от коварных людей, которые только загрязняют воду.
Дети должны были пройти все испытания Кикиморы, чтобы получить приз. За каждое успешно пройденное испытние Кикимора наливала ребятам в кувшинчик воду. Женька и еще один мальчик были назначены хранителями кувшина (как самые старшие ребята видимо).
И повела нас Кикимора вглубь экспозиций. Коридор стал Енисеем, по берегам животные. В доступной форме детям было рассказано о нашей реке Енисей, о том какие звери живут на ее берегах.
Потом все дружно носили воду ложками в кувшинчик, через полосу препятствий.
Рыбачили мы из ведра Кикиморы в окружении рыболовных снастей коренных народов Севера.
А еще каждого ребетёнка взвешали на премет наличия воды в их организме. По какой-то ученой формуле высчитали и получилось что в нашем Жене содержится 14 чайников воды.
И вот когда набралось в кувшинчике достаточно воды, ребятам разрешили зайти на корабль. Вообще-то туда посетителям музея нельзя подниматься, поэтому Женька был там в первый раз и очень впечатлился.
Там Кикимора показала фокус с сообщающимися сосудами, ребята выташили секретный код. С его помощью открыли старый сундук и достали сладкий приз каждому.
Потом мы еще побродили по музею, посмотрели как будет выглядеть новый четвертый мост через Енисей.
Я же не смогла пройти мимо вот такой витринки.
1915 год. Журнал мод. |
Подолжение темы воды будет в воскресенье на Столбах.
Какие счастливые у детей глаза ! :) Очень интересно. И как здорово, что взрослые устраивают такие праздники для ребят в музеях. Вот так и запоминаются, западают в маленькое сердечко традиции предков. Доброе дело делают.
ОтветитьУдалить